Действия военнослужащего в бою конспект. Общевойсковой бой, виды боя. Предназначение и боевые задачи отделения, взвода


Методические указания по организации и проведению занятий по тактической подготовке

1. Общие требования

В тактической подготовке на этапе слаживания подразделений основной формой обучения являются тактико-строевые занятия.

Тактико-строевые занятия являются первой и необходимой ступенью боевого слаживания подразделений. Их сущность состоит в том, что с подразделениями отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий в различных видах боя сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом в пределах установленного нормативами времени. Недостаточно освоенные элементы приема и прием в целом должны повторяться до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно, согласованно и в установленное нормативом время.

Тактическая обстановка для проведения тактико-строевого занятия может создаваться для отработки каждого учебного вопроса (норматива) отдельно и не связываться единым замыслом. Она должна быть не сложной, но обеспечивать качественное обучение подчиненных.

В ходе этих занятий офицеры и сержанты совершенствуют свои навыки в управлении подчиненными подразделениями путем отдачи коротких распоряжений, команд и сигналов, а также определяют без дополнительных контрольных занятий уровень и качество подготовки подразделений.

Тактико-строевые занятия могут проводиться «пеший по-машинному» или на вооружении и технике. Недостатки, выявленные при подготовке отделений (экипажей), устраняются на начальном этапе подготовки взводов, а выявленные при подготовке взводов - на начальном этапе подготовки рот и батальонов соответственно.

Организуют и проводят тактико-строевые занятия с подразделениями непосредственные командиры.

Проводить тактико-строевые занятия можно на учебном тактическом поле или на необорудованной местности. Наиболее эффективны и поучительны те занятия, которые проводятся на учебном тактическом поле, где наряду с мишенями, инженерными сооружениями, заграждениями и участками разрушений могут применяться и звуковые эффекты боя. При проведении занятий на необорудованной местности для обозначения противника используются мишени из ротного тактического комплекта или группа военнослужащих (2-4 чел.) с мишенями и средствами имитации, которые после отработки каждого учебного вопроса или его элемента по распоряжению руководителя занятия перемещаются в новый район для создания тактической обстановки для следующего учебного вопроса. Кроме того, тактико-строевые занятия могут проводиться и с применением лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП).

Продолжительность тактико-строевых занятий устанавливается руководителем исходя из поставленных целей, и может составлять 2-4 часа. Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий на поле боя (входе отработки тактических нормативов). Могут применяться также объяснение и показ.

2. Подготовка к тактико-строевым занятиям

Подготовка занятий . Поучительность и эффективность занятий в значительной степени зависит от качества их подготовки. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых командиром подразделения накануне занятий и включает:

Личную подготовку руководителя к занятию;

Определение (уточнение) исходных данных;

Выбор района (участка местности) для проведения занятия;

Разработку плана проведения занятия;

Подготовку обучаемых, района проведения занятия и средств материально-технического обеспечения к занятию.

В каждом конкретном случае объем и содержание проводимых мероприятий будет определяться опытом руководителя и его методическим мастерством.

Подготовка руководителя к проведению занятий осуществляется на показных, инструкторско-методических занятиях, сборах и инструктажах. Основным методом подготовки является самостоятельная работа. Начинать самостоятельную работу необходимо с изучения руководящих документов. Ознакомление с этими документами поможет руководителю занятия определить главы и статьи боевого устава, наставлений и руководств, которые необходимо дополнительно изучить или повторить.

Готовясь к занятию, командир подразделения оценивает уровень подготовки личного состава и подразделения в целом и с учетом этого определяет учебные цели.

Исходными данными для тактико-строевого занятия являются:

Учебные цели;

Место проведения и состав обучаемых;

Время (днем, ночью) и продолжительность;

Количество вооружения, военной техники и имитационных средств.

Все эти данные руководитель занятия берет из Плана и Программы боевой подготовки, расписания занятий и указаний непосредственного командира. Кроме того, эти данные могут уточняться во время проведения показных, инструкторско-методических занятий, инструктажей и при подведении командиром подразделения итогов боевой подготовки за прошедшую неделю и постановке задач на следующую.

Работу над исходными данными целесообразно начать с уяснения темы занятия. Это связано с тем, что каждая тема тактической подготовки, как правило, включает несколько тактико-строевых занятий. Поэтому уяснение общей темы необходимо руководителю для того, чтобы понять, на фоне какой тактической обстановки будет проходить занятие.

В Программе боевой подготовки, а следовательно, и в расписании занятий раскрывается содержание каждого тактико-строевого занятия в виде учебных вопросов. Это облегчает работу руководителя занятия. В зависимости от уровня подготовки обучаемых и выделяемых средств материально-технического обеспечения он может уточнить продолжительность отработки учебных вопросов и на этой основе правильно определить, как и где начать занятие, где и чем его закончить, а также исходя из темы занятия правильно определить и учебные цели.

Уяснив тему и содержание занятия, руководитель определяет его цели. При этом необходимо тщательно проанализировать уровень подготовки личного состава и подразделения в целом. Это позволит командиру правильно определить учебные цели занятия, окажет непосредственное влияние на содержание плана и на распределение времени на тот или иной учебной вопрос. Кроме того, важное значение будет иметь и правильная формулировка учебных целей, которая должна отвечать на вопрос, для чего проводится данное занятие и каких результатов нужно достичь в ходе его проведения. Причем цели занятия должны быть конкретными и направленными на повышение качества подготовки подразделения по данной теме.

Достижению поставленных целей занятия способствует правильное определение его продолжительности и произведенный расчет времени на отработку учебных вопросов. Каждая минута учебного времени должна быть строго рассчитана и использована для обучения личного состава.

При решении этой задачи необходимо исходить из степени важности каждого учебного вопроса и уровня методического мастерства руководителя. Кроме того, надо учитывать то обстоятельство, что для отработки наиболее важных и сложных вопросов необходимо выделять большую часть учебного времени.

Общая продолжительность занятия должна обеспечивать не только отработку всех учебных вопросов, но и включать передвижение подразделения к месту занятия и возвращение в расположение.

При передвижении к месту занятий и обратно на фоне тактической обстановки могут отрабатываться отдельные вопросы по топографии (например, движение по азимуту), повторяться отработанные ранее тактические приемы, нормативы, проводиться попутные физические тренировки и т.д. При этом всегда нужно помнить, что отведенное на занятия время рассчитано главным образом для обучения выполнению новых приемов и способов действий.

Важное значение для поучительной отработки учебных вопросов имеет умелый выбор района проведения занятия , учет его размеров и характера местности. Он, как правило, выбирается на учебном тактическом поле или вблизи пункта постоянной дислокации, чтобы меньше тратить времени на движение в район занятий и обратно. Причем необходимо руководствоваться следующим положением: тактические занятия должны проводиться на тактическом учебном поле, а тактико-строевые – кроме того и на любом другом участке местности. Размеры и характер необорудованной местности должны обеспечивать качественную отработку намеченных учебных вопросов и наибольшую поучительность занятия. Так, например, для отработки вопросов наступательного боя район занятия должен обеспечивать возможность скрытного выдвижения подразделения на рубеж перехода в атаку, развертывание его в предбоевой и боевой порядок, стремительность атаки, овладение объектом атаки (выполнение боевой задачи), осуществление маневра в глубине обороны противника и т.д.

На стороне «противника» местность должна быть оборудована в инженерном отношении с учетом тактики его действий, иметь необходимое количество мишеней и макетов вооружения и военной техники.

При проведении занятий по оборонительной тематике местность должна способствовать правильному выбору позиций и опорных пунктов, скрытному расположению подразделений и проведению маскировочных мероприятий, защите от современных средств поражения, организации системы огня и хорошему наблюдению за действиями своих подразделений и противником.

Для отработки вопросов разведки, действий на марше и в походном охранении местность выбирается с таким расчетом, чтобы на маршруте движения и в стороне от него имелись местные предметы и различные препятствия, вызывающие необходимость их осмотра и преодоления (лес, открытые участки, овраги, высоты, рощи, населенные пункты, разрушенные и заболоченные участки дорог, водные преграды, мосты и т.д.).

ТЕМА 4. ДЕЙСТВИЯ СОЛДАТА В ОБЩЕВОЙСКОВОМ БОЮ. Учебные вопросы: 1. Обязанности и действия солдата в бою. 2. Действия солдата в обороне и в наступлении.

Актуальность…Проблема Успешность решения боевых задач зависит от морально- психологических качеств воинов…. . . Необходимо сформировать морально – психологические качества, воспитать их. … Морально боевые качества, определяющие личность воина, его поведение в мирное время и в боевой обстановке, можно разделить на четыре основные группы: Ø Ø моральные; психологические; профессионально боевые; физические качества.

МОРАЛЬНЫЕ: üМировоззрение Идеалы üЧувство долга Патриотизм üУбежденность Энтузиазм ПРОФЕССИОНАЛЬНО БОЕВЫЕ: ü знание ВВТ ü умения ü навыки ü автоматизмы ü боевая активность КАЧЕСТВ А ВОИНА (ПЗК) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: ü Свойства Акцентуация ü Состояние Мотивы ü Характер Установки ФИЗИЧЕСКИЕ: Øпсихомоторика Ø сила Ø ловкость Ø выносливость Ø точность реакции Ø острота зрения

Факторы определяющие боевую эффективность Психологическая модель боевых действия позволяет выделить две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск: внешние и внутренние. Внешние факторы можно разделить на социальные, боевые и эколого -эргономические. К внутренним факторам относятся психофизиологические и психологические.

Каждый военнослужащий должен: Ø В совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику. Ø Мастерски владеть ими и умело применять. Ø Быть в готовности заменить выбывшего из строя товарища.

Каждый военнослужащий обязан: Ø Знать способы и приемы действий в бою, иметь отработанные до автоматизма навыки действий с оружием (при вооружении боевой машины) на поле боя в различных условиях обстановки.

Ø Уметь вести разведку противника и местности, при выполнении боевой задачи постоянно вести наблюдение, эффективно применять оружие (вооружение боевой машины), своевременно обнаруживать и поражать противника.

Ø Уметь правильно выбирать и оборудовать огневую позицию (место для стрельбы), использовать защитные и маскирующие свойства местности и боевых машин для противодействия огню противника.

Ø Знать размеры, объем, последовательность и сроки оборудования фортификационных сооружений; уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, в том числе с применением взрывчатых веществ, осуществлять маскировку.

Ø Стойко и упорно действовать в обороне, смело и решительно - в наступлении; проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою; оказывать помощь товарищу.

Ø Уметь вести огонь по низколетящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям противника из стрелкового оружия.

Ø Знать способы защиты от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника; умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства боевых машин; преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения.

Ø Не оставлять без разрешения командира своего места в бою; при ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, биологическими средствами, а также зажигательным оружием принимать необходимые меры само и взаимопомощи и продолжать выполнение полученной задачи.

Ø Уметь готовить вооружение и боеприпасы к боевому применению, быстро снаряжать патронами обоймы, магазины, ленты.

Ø Следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходовании 0, 5 и 0, 75 запаса ракет (боеприпасов) и заправки горючего; при повреждении боевой машины принимать меры по ее восстановлению.

Ø Каждый сержант и солдат обязаны защищать командира в бою, в случае его ранения или гибели смело брать командование подразделением на себя.

Выбор способа передвижения Приемы и способы передвижения на поле боя Солдат на поле боя может передвигаться перебежками ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись) переползанием

Участки местности, скрытые от наблюдения противника и не простреливаемые его огнем, преодолеваются ускоренным шагом или бегом. При движении ускоренным шагом скорость достигает 130– 150 шагов в минуту, при движении бегом она может составлять 165– 180 шагов в минуту.

Открытые участки местности, обстреливаемые противником, преодолеваются перебежками. Ø Перебежки делаются быстро, от укрытия к укрытию, продолжительностью не более 5– 7 с. , с тем чтобы противник не успел открыть прицельный огонь. Ø Длина каждой перебежки может колебаться в пределах 20– 40 шагов и определяться интенсивностью огня противника и характером местности. Ø Прежде чем делать перебежку, нужно наметить путь движения и место остановки в каком либо укрытии (в воронке, яме, канаве, за кочкой, бугром).

Чтобы противник не успел взять на прицел место остановки и не смог поразить солдата Ø приземляться надо в 2– 3 м от намеченного укрытия, Ø затем скрытно отползти в это укрытие. Выждав 5– 10 с, необходимо в таком же порядке перебежать к следующему месту остановки и т. д. до тех пор, пока не будет достигнут указанный командиром рубеж.

Небольшие участки местности, простреливаемые противником, могут преодолеваться переползанием. В зависимости от обстановки, высоты растительного покрова и наличия незначительных укрытий переползание может совершаться: на получетвереньках, на боку, по пластунски.

По-пластунски Применяется на местности Ø простреливаемой огнем стрелкового оружия противника Ø и не имеющей достаточных укрытий. Для переползания по-пластунски нужно Ø лечь плотно на землю Ø правой рукой взять оружие за ремень у верхней антабки Ø и положить его на предплечье правой руки. Ø при переползании голову высоко не поднимать. Ø движение вперед производится в такой же последовательности Ø как и при передвижении на получетвереньках.

Изготовка к стрельбе и ведение огня из различных положений Огонь является основным средством уничтожения противника в бою.

Для того чтобы умело его вести и поражать цели с первого выстрела (очереди), необходимо: Ø В совершенстве знать свое оружие, беречь его, тщательно готовить для стрельбы.

Ø Правильно определять дальность до целей, прицел и точку прицеливания, а также вносить поправки на боковой ветер и на движение цели.

Ø Умело выбирать место для стрельбы, правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений, в ограниченное время, днем и ночью.

Для ведения огня автоматчики занимают место, указанное командиром отделения, а при самостоятельных действиях выбирают его сами, учитывая обстановку, характер местности и поставленную задачу. Место для стрельбы должно быть удобным, обеспечивать широкий обзор и обстрел и укрывать стрелка от наблюдения противника.

Огневые позиции для БМП (БТР) пулемета и гранатомета выбираются и указываются, как правило, командиром отделения.

Расположение огневой позиции должно Ø отвечать требованиям наилучшего выполнения поставленных огневых задач, Ø допускать возможность маневра огнем и иметь хороший обстрел, Ø естественную маскировку, удобные подступы и скрытые пути перехода на новые или запасные огневые позиции.

Для стрельбы из РПГ обеспечивать, кроме того, безопасность выстрела, т. е. не иметь сзади (ближе 2 м) препятствий для свободного истечения газа также не располагать людей, боеприпасы в пределах глубины опасной зоны (до 30 м)

Выбирая огневую позицию (место для стрельбы), необходимо располагаться так, чтобы возможно лучше видеть все, что делает противник, а самому оставаться невидимым. Нельзя выбирать и занимать огневую позицию (место для стрельбы) на гребнях пригорков и высот. При использовании местного предмета следует ложиться справа или с теневой его стороны.

Выбирая место для стрельбы и наблюдения в кустах, следует располагаться несколько сзади опушки. Если куст не способствует маскировке, необходимо перед собой дополнительно поставить несколько веток, но так, чтобы это не вызвало подозрения у противника изготовка к стрельбе с упора должна обеспечивать хорошую устойчивость оружия при производстве стрельбы. В качестве упора для стрельбы используются имеющиеся поблизости предметы и местные материалам.

Ø Стрельба по самолетам (вертолетам) ведется, как правило, а составе отделения или взвода на дальности до 500 м с установкой прицела 4 или «П» , бронебойно зажигательными и трассирующими пулями. Ø Низко летящие самолеты (вертолеты) находятся, как правило, в зоне действительного огня очень короткое время. для поражения таких целей надо знать упреждение. Ø Выгоднее открывать огонь по подходящей к стреляющим цели.

По самолету, летящему в стороне или над стреляющим, огонь ведется заградительным или сопроводительным способом. Огонь заградительным способом ведется по низко летящим самолетам, когда высота полета не превышает 500 м, а скорость - более 150 м/с.

Самоокапывание и маскировка В ходе наступления солдат при вынужденной остановке должен выбирать место для стрельбы такое, чтобы с него можно было Ø хорошо видеть противника Ø быстро открывать по нему прицельный огонь, оставаясь в то же время укрытым от наблюдения и огня противника.

Под воздействием огня противника солдаты в первую очередь используют имеющиеся укрытия и отрывают окопы для стрельбы лежа, действуя скрытно, не поднимаясь и ведя непосредственное наблюдение за противником в готовности к немедленному открытию огня.

Отрывка одиночного окопа для стрельбы лежа под огнем противника выполняется следующим образом: Ø лежа на выбранном месте, солдат кладет автомат справа от себя на расстоянии вытянутой руки стволом к противнику Ø отрывается выемка длиной 170 см, шириной 60 см, глубиной 30 см Ø голову необходимо держать ближе к землё, не прекращая наблюдения за противником Ø когда в передней части выемки окопа будет достигнута глубина 30 см, солдат, отодвинувшись назад, продолжает отрывку выемки до требуемой длины, чтобы укрыть туловище и ноги Ø по окончании отрывки бруствер разравнивается лопатой и маскируется

Одиночный окоп для стрельбы лежа. Размеры окопадля стрельбы лежа: Ø длина 170 см; Ø ширина 60 см; Ø глубина 30 см; Ø бруствер высотой до 30 см; Ø в секторе обстрела высота бруствера 10 см; Ø ширина бермы 20 40 см; Ø объем вынутого грунта 0, 3 м Ø на устройство требуется - 0, 5 чел/часа.

Одиночный окоп для стрельбы с колена. Окоп для стрельбы с колена имеет следующие размеры: Ø длина 170 см. Ø глубина 50 см. Ø бруствер высотой 40 50 см. Ø бруствер в секторе стрельбы 30 см. Ø ширина 60 см. Ø объем вынутого грунта 0, 8 м. Ø на устройство требуется 1, 2 чел/часа.

Одиночный окоп для стрельбы стоя. Окоп для стрельбы стоя имеет следующие размеры: Ø длина 150 см (по дну). Ø ширина 50 см. Ø глубина 110 см. Ø бруствер высотой 50 60 см. Ø бруствер в секторе обстрела 30 см. Ø объем вынутого грунта 1, 4 м. Ø на устройство требуется 1, 5 чел/часа.

Шанцевый инструмент Лом обыкновенный Пила поперечная двухручная Пехотная лопата Шнур трассировочный Топор плотницкий Кирко-мотыга Саперная лопата

Требования, которым должно удовлетворять место для окопа: Ø хороший обзор и обстрел впередилежащей местности; Ø возможность выполнения общей задачи подразделения, огне вой и частной задачи для данного отделения; Ø обеспечение поддержки огнем соседних окопов; Ø легкость сообщения с тылом; Ø возможность маскировки.

Действия наблюдателя в бою Выбор и оборудование места для наблюдения Солдат, назначенный для наблюдения, может действовать в составе наблюдательного поста или самостоятельно. При самостоятельных действиях наблюдатель, получив задачу, уясняет: Ø ориентиры Ø условные наименования местных предметов Ø где находится и что делает противник или откуда ожидается его появление Ø где располагаются свои подразделения и соседи Ø место для наблюдения и как его оборудовать Ø полосу наблюдения; Ø о чем, как и когда докладывать командиру

Главное требование к месту для наблюдения: оно должно быть выбрано так, чтобы наблюдатель все видел и слышал, а сам оставался незамеченным. Не рекомендуется, например, располагаться вблизи хорошо заметных местных предметов (отдельное дерево, памятник, заводская труба, вышка, перекресток дорог, мост и т. д.), а также на вершинах высот, курганов.

Ø Однако иногда может оказаться, что отдельный местный предмет очень удобен для наблюдения. В этом случае надо расположиться на его теневой стороне, не допуская, чтобы фигура наблюдателя проектировалась на фоне неба, если смотреть со стороны противника. Ø В населенном пункте хорошо занять позицию в развалинах каменного здания. Ø С чердака или из за забора наблюдают через щели и отверстия, оставаясь в тени. Ø В яме, воронке или канаве надо располагаться так, чтобы сзади был бугор (кочка, куст), на фоне которого голова наблюдателя была бы незаметна. Свое место наблюдатель оборудует для удобства действий и тщательно маскирует, применяясь к окружающей местности.

Изучение местности и определение расстояний Ø Наблюдение начинается с подробного изучения местности в указанной наблюдателю полосе. Ø Вначале он определяет и запоминает расстояния до указанных ему ориентиров, а также до других характерных местных предметов. Ø В некоторых случаях наблюдатель составляет схему местности.

Расстояния можно определять различными способами Глазомер - самый простой и быстрый. Обученный и натренированный воин легко может мысленно представить себе и уверенно различить на любой местности отрезки, равные 50, 100, 200, 400, 800 и 1000 м. При этом надо учитывать некоторые обстоятельства, влияющие на точность глазомерного измерения: Ø Более крупные предметы или видимые резче и отчетливее (белого, желтого и красного цвета, а также ярко освещенные) кажутся ближе мелких и темных (черного, коричневого и синего цвета, а также слабо освещенных) предметов, находящихся на том же расстоянии. Ø В условиях плохой видимости (туман, дождь, сумерки, пасмурный день, большая запыленность воздуха) наблюдаемые предметы кажутся дальше, чем в ясные, солнечные дни.

Следует запомнить, что слышимость усиливается и, следовательно, источники звука как бы приближаются Ø если ветер дует со стороны этих источников Ø в ранние утренние часы Ø в пасмурную погоду, особенно после дождя Ø вблизи водной поверхности Ø в горах и зимой (когда нет снегопада)

И, наоборот, звук поглощается, расстояния до источников звука кажутся увеличенными Ø в жаркую солнечную погоду Ø во время снегопада, дождя Ø в лесу, в кустарнике Ø на местности с песчаным грунтом

Порядок наблюдения, обнаружение противника и доклад наблюдателя Для удобства наблюдения и последовательного осмотра местности назначенная полоса наблюдения разбивается по глубине обычно на три зоны: Ø ближнюю Ø среднюю Ø дальнюю

Ø В ближней зоне наблюдение ведется невооруженным глазом, поскольку глубина ее не превышает 400 м (это соответствует дальности действительного огня из автомата). Ø Средняя зона простирается от 400 до 800 м. Ø Дальняя - от 800 м до пределов видимости. Границы зон намечают на местности по местным предметам. Наблюдение надо вести, как правило, начиная с ближней (более опасной) зоны. Чтобы вовремя обнаружить появление противника или заметить изменения в его расположении и действиях, наблюдатель в самом начале Ø тщательно изучает местность в полосе наблюдения Ø запоминает количество, взаимное расположение, форму и размеры всех местных предметов.

Ø Наблюдатель осматривает местность и местные предметы, перенося взгляд справа налево. Ø Осмотрев таким образом ближнюю зону, наблюдатель взглядом возвращается по ней обратно, как бы проверяя себя еще раз, затем в таком же порядке осматривает среднюю и потом дальнюю зоны. Ø После этого он осматривает всю полосу в обратном порядке - до себя и т. д. Ø Открытые участки местности наблюдатель осматривает быстрее, закрытые - более тщательно.

Ø Если наблюдатель обнаружит какие либо признаки появления противника, он изучает этот участок особенно внимательно с помощью бинокля. Наблюдатель должен обладать большой выносливостью и терпением. Ему придется иногда часами осматривать одну и ту же местность, изучать одни и те же кусты, развалины, пня, кочки и другие местные предметы. Здесь важно не снизить внимания, не притупить бдительности.

Надо помнить что современное поле боя может показаться совершенно пустынным, так как противник не будет открыто появляться и передвигаться. Его живая сила и огневые средства будут укрыты, тщательно замаскированы под окружающую местность. Только опытный разведчик способен разгадать хитрость противника, раскрыть его.

Действия солдата в обороне Ø Солдат в обороне действует в составе своего отделения. Ø Позиции отделений во взводе объединяются во взводный опорный пункт, который по фронту занимает до 400 м и в глубину до 300 м. Ø Между позициями отделений могут быть промежутки до 50 м, прикрываемые фланговым, перекрестным огнем смежных отделений и огнем из глубины опорного пункта.

Основная задача солдата в обороне заключается в том, чтобы, умело, используя свое оружие, местность и ее инженерное оборудование, а также заграждения, нанести наступающему противнику возможно большие потери, отразить его атаку и удержать занимаемую отделением позицию. Солдат не имеет права оставить свое место в обороне без приказа командира.

Танки и другие бронеобъекты противника - это самые важные и наиболее опасные для солдата цели на поле боя. По таким целям как современный танк с целью его надежного поражения следует вести огонь из нескольких противотанковых средств. Следует учитывать то, что попасть в танк мало, надо его вывести из строя, ведя огонь в наиболее уязвимые места.

Если приближающийся к окопу танк не удалось уничтожить в лобовую часть и борта, его следует подпустить на 15– 20 метров и поразить ручной кумулятивной гранатой РКГ 3 в верхнюю часть корпуса или башни. Наиболее эффективно метание РКГ 3 в заднюю часть корпуса после преодоления танком передней траншеи или окопа. После взрыва гранаты следует изготовиться для поражения экипажа, покидающего пораженный танк.

Если у автоматчика (пулеметчика, снайпера) противотанковые средства израсходованы или отсутствуют, следует вести огонь из стрелкового оружия по смотровым приборам и прицелам, что делает невозможным управление машиной и прицельную стрельбу.

Эффективны для борьбы с бронеобъектами противотанковые мины, установленные передним краем обороняющихся, но следует помнить, что противогусеничные мины оставляют невредимым экипаж который в состоянии вести прицельный огонь из вооружения бронемашины.

Огонь гранатометчика и наводчика ПТУР должен надежно прикрываться огнем из стрелкового оружия их помощников и других солдат отделения. Помня о том, что огневая позиция гранатомета и установки ПТРК демаскируется характерной вспышкой пламени, дымом и пылью - эти огневые средства должны иметь несколько огневых позиций (место стрельбы) и меняться после каждого выстрела или пуска.

Позиция гранатомета РПГ 7 (СПГ 9) и ПТРК должна заранее подготавливаться путем увлажнения грунта водой впереди и сзади указанных огневых средств с целью уменьшения пылеобразования при стрельбе.

Действия солдата в наступлении Наступление на обороняющегося противника начинается с прорыва его обороны и может проводиться с выдвижением из глубины или из положения непосредственного соприкосновения с противником.

При наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником отделение перед атакой в указанное время, соблюдая меры маскировки, занимает исходное положение. Личный состав при этом располагается обычно в траншее, а БТР (БМП) - за обратным скатом высоты или в окопе в готовности поддержать действия отделения.

Ø По сигналу командира взвода командир отделения подает команду «Приготовиться к атаке» . Ø Личный состав дозаряжает оружие, подготавливает к действию гранаты и присоединяет к автоматам штыки ножи. Ø Затем, после прохода танков через занятую отделением траншею, подается команда «Отделение, в атаку - вперед!» . Ø По этой команде солдаты быстро и одновременно выскакивают из траншеи (окопа) и стремительно атакуют противника.

Ø Уцелевшего в траншее (окопах) противника отделение уничтожает огнем в упор и, не задерживаясь, продвигается вперед. Ø В глубине обороны, когда сопротивление противника сломлено, отделение может продолжать наступление на бронетранспортере. Ø Не отклоняясь от направления наступления, оно, используя складки местности, быстро выходит во фланг или в тыл сопротивляющимся группам противника, огнем и решительной атакой уничтожает их.

Если солдат вынужден вести бой в траншее или ходе сообщения, то он продвигается как можно быстрее. Перед тем как войти в излом траншеи или хода сообщения, солдат бросает гранату и производит 1– 2 очереди из личного оружия («прочесывание огнем»).

Осмотр траншеи целесообразно вести вдвоем Ø причем один из солдат продвигается по траншее, Ø второй пригнувшись сверху чуть позади, предупреждая солдат в траншее об изгибах и других опасных местах (блиндажах, перекрытых щелях, стрелковых ячейках).

Действия солдата в траншее Проволочные заграждения в виде «ежей» , «рогаток» и т. п. , поставленные противником в траншее, выбрасываются наверх примкнутым к автомату штык ножом, а в случае их минирования обходятся поверх траншеи. Обнаруженные минно взрывные заграждения обозначаются ярко видимыми знаками (обрывки материи красного или белого цвета) или уничтожаются путем подрывания. Продвигаясь по траншее следует производить как можно меньше шума, применяя для уничтожения противника уколы штык ножа, удары прикладом, магазином или пехотной лопаткой.

Ø БМП (БТР) при спешивании личного состава движутся скачками, позади наступающих солдат, от укрытия к укрытию, на расстоянии до 200 м обеспечивающему надежное огневое прикрытие, а в случае слабой противотанковой обороны противника и в боевых порядках спешенных подразделений. Ø Огонь ведется поверх цепи отделения и в промежутки между отделениями. Ø В отдельных случаях бронетанковая техника сводится в бронегруппы, а также применяется для огневой поддержки атакующих, ведя огонь с постоянных или временных огневых позиций.

Наступление в глубину, как правило, ведется десантом на бронетехнике, заграждения и препятствия при этом, как правило, обходятся, противник в обнаруженных опорных пунктах и очагах сопротивления уничтожается стремительной атакой во фланг и тыл. Иногда солдаты в ходе наступления при выдвижении на рубеж атаки могут двигаться за БМП (БТР) под прикрытием брони.

Наступление в особых условиях Ø Бой в городе требует от солдата умения перехитрить противника, решительности и железной выдержки. Ø Обороняющийся противник особенно коварен, его контратак и огня следует ожидать отовсюду. Ø Перед атакой следует надежно подавить противника, а в ходе атаки вести упредительный огонь короткими очередями по окнам, дверям и амбразурам (проломам в стенах, заборах) атакуемого и соседних зданий.

При выдвижении к объекту использовать подземные коммуникации, проломы в стенах, лесопарковые насаждения, запыленность местности и дымы.

Ø При ведении боя в городе следует формировать в отделениях (взводах) боевые пары или тройки (боевые расчеты), учитывая при этом индивидуальный боевой опыт солдат и их личную привязанность. Ø В ходе боя маневр и действия одного солдата должны поддерживаться огнем товарищей по расчету, а действия расчета огнем других расчетов и бронемашин.

Ø При ведении наступления в городе солдаты передвигаются на поле боя, как правило, короткими перебежками от укрытия к укрытию при надежной огневой поддержке товарищей и боевых машин. Ø Под огнем противника длина перебежки не должна превышать 8– 10 метров (10– 12 шагов), при этом следует избегать прямолинейного движения, двигаясь зигзагом.

Ø Целеуказание боевым машинам производится трассирующими пулями для чего каждый автоматчик должен иметь по одному магазину снаряженному патронами с трассирующими пулями. Ø Приблизившись к зданию солдат бросает в окна (двери, проломы) ручную гранату и ведя огонь с автомата проникает внутрь. Ø Ведя бой внутри здания, солдат действует быстро и решительно, прежде чем ворваться в комнату, она «прочесывается» огнем или забрасывается гранатами. Ø Следует опасаться закрытых дверей т. к. они могут быть заминированы. Внутри помещений очень часто противник прячется за дверью или предметами мебели (диваны, кресла, шкафы и т. п.).

Действия расчета в составе тройки при бое в помещениях (- разведчик; - старший расчета.) Ø Закрытые на замок двери разрушаются гранатой или очередью из автомата по замку. Ø Захватив здание и очистив его от противника, следует быстрее передвигаться к следующему, не давая противнику возможности закрепиться в нем.

Правильно Неправильно Продвигаясь по этажам необходимо Ø простреливать огнем межлестничные площадки Ø движение с площадки осуществлять броском Ø передвижение сверху вниз осуществлять пригнувшись таким образом, чтобы заметить противника раньше чем он заметит вас (ваши ноги).

Каждый солдат обязан: знать боевую задачу взвода, своего отделения и свою задачу; знать боевые возможности танков, других бронированных машин и противотанковых средств противника, их сильные и слабые стороны, особенно наиболее уязвимые места; знать объем и последовательность оборудования фортификационных сооружений; постоянно вести наблюдение, своевременно обнаруживать противника и немедленно докладывать о нем командиру; смело и решительно действовать в наступлении, стойко и упорно в обороне, уничтожать противника всеми способами и средствами, проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою, оказывать помощь товарищу; умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства машин, уметь быстро оборудовать окопы и укрытия осуществлять маскировку, преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения, устанавливать и обезвреживать противотанковые и противопехотные мины; проводить специальную обработку; уметь опознавать воздушного противника и вести огонь по его самолетам, вертолетам и другим воздушным целям из стрелкового оружия, знать их наиболее уязвимые места; защищать командира в бою, случае его ранения или гибели смело брать на себя командование подразделением; без разрешения командира не оставлять своего места в боя, при ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, бактериальными средствами, а также зажигательным оружием принять необходимые меры само- и взаимопомощи и продолжать выполнение задачи; если будет приказано отправиться на медицинский пункт, взять с собой личное оружие; при невозможности следовать на медицинский пункт отползти с оружием в укрытие и ждать санитаров; следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины пехоты (БТР) горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходывании 0, 5 и 0, 7 носимого (возимого) запаса боеприпасов и заправки горючего; при повреждении боевой машины пехоты (БТР) быстро принимать меры по их восстановлению.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Опорный конспект

Тема

Действия солдата в бою

Вопросы:

    Общевойсковой бой, виды боя

    Общие обязанности военнослужащего в бою

    Нормы Международного гуманитарного права

Методические указания по организации и проведению занятий по тактической подготовке

1. Общие требования

В тактической подготовке на этапе слаживания подразделений основной формой обучения являются тактико-строевые занятия.

Тактико-строевые занятия являются первой и необходимой ступенью боевого слаживания подразделений. Их сущность состоит в том, что с подразделениями отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий в различных видах боя сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом в пределах установленного нормативами времени. Недостаточно освоенные элементы приема и прием в целом должны повторяться до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно, согласованно и в установленное нормативом время.

Тактическая обстановка для проведения тактико-строевого занятия может создаваться для отработки каждого учебного вопроса (норматива) отдельно и не связываться единым замыслом. Она должна быть не сложной, но обеспечивать качественное обучение подчиненных.

В ходе этих занятий офицеры и сержанты совершенствуют свои навыки в управлении подчиненными подразделениями путем отдачи коротких распоряжений, команд и сигналов, а также определяют без дополнительных контрольных занятий уровень и качество подготовки подразделений.

Тактико-строевые занятия могут проводиться «пеший по-машинному» или на вооружении и технике. Недостатки, выявленные при подготовке отделений (экипажей), устраняются на начальном этапе подготовки взводов, а выявленные при подготовке взводов - на начальном этапе подготовки рот и батальонов соответственно.

Организуют и проводят тактико-строевые занятия с подразделениями непосредственные командиры.

Проводить тактико-строевые занятия можно на учебном тактическом поле или на необорудованной местности. Наиболее эффективны и поучительны те занятия, которые проводятся на учебном тактическом поле, где наряду с мишенями, инженерными сооружениями, заграждениями и участками разрушений могут применяться и звуковые эффекты боя. При проведении занятий на необорудованной местности для обозначения противника используются мишени из ротного тактического комплекта или группа военнослужащих (2-4 чел.) с мишенями и средствами имитации, которые после отработки каждого учебного вопроса или его элемента по распоряжению руководителя занятия перемещаются в новый район для создания тактической обстановки для следующего учебного вопроса. Кроме того, тактико-строевые занятия могут проводиться и с применением лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП).

Продолжительность тактико-строевых занятий устанавливается руководителем исходя из поставленных целей, и может составлять 2-4 часа. Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий на поле боя (входе отработки тактических нормативов). Могут применяться также объяснение и показ.

2. Подготовка к тактико-строевым занятиям

Подготовка занятий . Поучительность и эффективность занятий в значительной степени зависит от качества их подготовки. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых командиром подразделения накануне занятий и включает:

    личную подготовку руководителя к занятию;

    определение (уточнение) исходных данных;

    выбор района (участка местности) для проведения занятия;

    разработку плана проведения занятия;

    подготовку обучаемых, района проведения занятия и средств материально-технического обеспечения к занятию.

В каждом конкретном случае объем и содержание проводимых мероприятий будет определяться опытом руководителя и его методическим мастерством.

Подготовка руководителя к проведению занятий осуществляется на показных, инструкторско-методических занятиях, сборах и инструктажах. Основным методом подготовки является самостоятельная работа. Начинать самостоятельную работу необходимо с изучения руководящих документов. Ознакомление с этими документами поможет руководителю занятия определить главы и статьи боевого устава, наставлений и руководств, которые необходимо дополнительно изучить или повторить.

Готовясь к занятию, командир подразделения оценивает уровень подготовки личного состава и подразделения в целом и с учетом этого определяет учебные цели.

Исходными данными для тактико-строевого занятия являются:

    учебные цели;

    место проведения и состав обучаемых;

    время (днем, ночью) и продолжительность;

    количество вооружения, военной техники и имитационных средств.

Все эти данные руководитель занятия берет из Плана и Программы боевой подготовки, расписания занятий и указаний непосредственного командира. Кроме того, эти данные могут уточняться во время проведения показных, инструкторско-методических занятий, инструктажей и при подведении командиром подразделения итогов боевой подготовки за прошедшую неделю и постановке задач на следующую.

Работу над исходными данными целесообразно начать с уяснения темы занятия. Это связано с тем, что каждая тема тактической подготовки, как правило, включает несколько тактико-строевых занятий. Поэтому уяснение общей темы необходимо руководителю для того, чтобы понять, на фоне какой тактической обстановки будет проходить занятие.

В Программе боевой подготовки, а следовательно, и в расписании занятий раскрывается содержание каждого тактико-строевого занятия в виде учебных вопросов. Это облегчает работу руководителя занятия. В зависимости от уровня подготовки обучаемых и выделяемых средств материально-технического обеспечения он может уточнить продолжительность отработки учебных вопросов и на этой основе правильно определить, как и где начать занятие, где и чем его закончить, а также исходя из темы занятия правильно определить и учебные цели.

Уяснив тему и содержание занятия, руководитель определяет его цели. При этом необходимо тщательно проанализировать уровень подготовки личного состава и подразделения в целом. Это позволит командиру правильно определить учебные цели занятия, окажет непосредственное влияние на содержание плана и на распределение времени на тот или иной учебной вопрос. Кроме того, важное значение будет иметь и правильная формулировка учебных целей, которая должна отвечать на вопрос, для чего проводится данное занятие и каких результатов нужно достичь в ходе его проведения. Причем цели занятия должны быть конкретными и направленными на повышение качества подготовки подразделения по данной теме.

Достижению поставленных целей занятия способствует правильное определение его продолжительности и произведенный расчет времени на отработку учебных вопросов. Каждая минута учебного времени должна быть строго рассчитана и использована для обучения личного состава.

При решении этой задачи необходимо исходить из степени важности каждого учебного вопроса и уровня методического мастерства руководителя. Кроме того, надо учитывать то обстоятельство, что для отработки наиболее важных и сложных вопросов необходимо выделять большую часть учебного времени.

Общая продолжительность занятия должна обеспечивать не только отработку всех учебных вопросов, но и включать передвижение подразделения к месту занятия и возвращение в расположение.

При передвижении к месту занятий и обратно на фоне тактической обстановки могут отрабатываться отдельные вопросы по топографии (например, движение по азимуту), повторяться отработанные ранее тактические приемы, нормативы, проводиться попутные физические тренировки и т.д. При этом всегда нужно помнить, что отведенное на занятия время рассчитано главным образом для обучения выполнению новых приемов и способов действий.

Важное значение для поучительной отработки учебных вопросов имеет умелый выбор района проведения занятия , учет его размеров и характера местности. Он, как правило, выбирается на учебном тактическом поле или вблизи пункта постоянной дислокации, чтобы меньше тратить времени на движение в район занятий и обратно. Причем необходимо руководствоваться следующим положением: тактические занятия должны проводиться на тактическом учебном поле, а тактико-строевые – кроме того и на любом другом участке местности. Размеры и характер необорудованной местности должны обеспечивать качественную отработку намеченных учебных вопросов и наибольшую поучительность занятия. Так, например, для отработки вопросов наступательного боя район занятия должен обеспечивать возможность скрытного выдвижения подразделения на рубеж перехода в атаку, развертывание его в предбоевой и боевой порядок, стремительность атаки, овладение объектом атаки (выполнение боевой задачи), осуществление маневра в глубине обороны противника и т.д.

На стороне «противника» местность должна быть оборудована в инженерном отношении с учетом тактики его действий, иметь необходимое количество мишеней и макетов вооружения и военной техники.

При проведении занятий по оборонительной тематике местность должна способствовать правильному выбору позиций и опорных пунктов, скрытному расположению подразделений и проведению маскировочных мероприятий, защите от современных средств поражения, организации системы огня и хорошему наблюдению за действиями своих подразделений и противником.

Для отработки вопросов разведки, действий на марше и в походном охранении местность выбирается с таким расчетом, чтобы на маршруте движения и в стороне от него имелись местные предметы и различные препятствия, вызывающие необходимость их осмотра и преодоления (лес, открытые участки, овраги, высоты, рощи, населенные пункты, разрушенные и заболоченные участки дорог, водные преграды, мосты и т.д.).

Район занятия должен включать: место, откуда предполагается начать занятие, полосу местности, на которой будет проходить действия сторон при отработке вопросов темы, место (район) окончания занятия.

Рекогносцировка района занятия независимо от того, где оно проводится (на учебном тактическом поле или на незнакомом участке местности), должна проводиться в обязательном порядке. Не следует ею пренебрегать, полагаясь на знание местности, даже если занятие будет проходить на учебном тактическом поле (некоторые его объекты могут оказаться в неисправном состоянии).Одна и та же местность по разному может быть оценена при отработке на ней вопросов марша и встречного боя, обороны, разведки и наступления.

Проводя рекогносцировку района занятия, руководитель должен уточнить:

    место, откуда необходимо начать занятие;

    какую тактическую обстановку создать и какие вопросы отработать при выдвижении в район занятия, на каком участке, какой вопрос целесообразно отработать и какую тактическую обстановку создать;

    порядок использования оборудования учебного тактического поля, какие работы нужно провести по подготовке местности (учебного тактического поля) и что для этого потребуется;

    порядок обозначения действий противника;

    требования безопасности при проведении занятия.

На основе уяснения (уточнения) исходных данных и проведенной рекогносцировки руководитель приступает к разработке плана проведения тактико-строевого занятия .

План является рабочим документом и может быть составлен в рабочей тетради или на отдельных листах. В плане должны найти отражение следующие вопросы:

    учебные цели;

  • место проведения занятия;

    материальное обеспечение;

    руководства и пособия;

    ход занятия.

План состоит из текстуальной и графической частей. В текстуальной части тактико-строевого занятия излагаются учебные вопросы и время на их отработку, действия руководителя, действий обучаемых.

Учебные вопросы излагаются в порядке их отработки с указанием времени, отводимого на их изучение. В графе «Действия руководителя» излагается:

    порядок работы руководителя при отработке учебных вопросов;

    по каким элементам и какие приемы или действия будут отрабатываться раздельно, а затем слитно, с указанием времени на отработку того или другого элемента, в том числе и нормативов;

    разбор занятия.

Необходимо помнить, что место окончания отработки одного элемента (учебного вопроса) является исходным пунктом для отработки следующего.

В графической части тактико-строевого занятия цветными карандашами для каждого вопроса отображаются исходная тактическая обстановка и возможный (наиболее приемлемый) характер действий обучаемых при его отработке, а также положение обучаемого подразделения и противника к началу его отработки и т.д.

Кроме того, в плане намечаются вопросы, которые будут отрабатываться при следовании подразделения в исходное положение для занятия и при возвращении в пункт дислокации или при перемещении к новому месту занятия.

План проведения тактико-строевого занятия утверждают:

    командир батальона - за три-четыре дня;

    командир роты (взвода) - за два-три дня.

При этом утверждение плана должно стать дополнительной формой подготовки руководителя занятия, так как старший командир, изучая представленный план и беседуя с руководителем, определяет степень его подготовленности и, если необходимо, дает ему методические советы и рекомендации по проведению и материально-техническому обеспечению занятия.

После утверждения плана руководитель занятия дает подчиненным командирам указания о подготовке вооружения и военной техники, материально-технического обеспечения, средств связи и т.д., организует подготовку личного состава к предстоящему занятию.

Подготовка личного состава подразделения к тактико-строевому занятию осуществляется под руководством командиров отделений (танков) и взводов в часы самостоятельной подготовки, которые планируются в расписании занятий роты.

Эта подготовка обычно включает:

    изучение или повторение отдельных статей Боевого Устава, наставлений, сигналов управления, обязанностей должностных лиц в различных видах боя, условий и временных показателей нормативов по тактической подготовке и другим предметам обучения, подлежащих отработке и тренировке в их выполнении;

    подготовку вооружения, военной техники и средств защиты.

3. Проведение тактико-строевых занятий

Перед выходом на занятие командир подразделения строит его, проверяет наличие и экипировку личного состава, вооружение, средства материально-технического обеспечения, а также знание обучаемыми требований безопасности. Кроме того, он обязан установить необходимые требования безопасности при проведении занятия.

Тактико-строевое занятие может начинаться непосредственно в расположении части или в исходном районе. В первом случае выдвижение в исходный район и возвращение в расположение части осуществляется на фоне тактической обстановки и используется для закрепления ранее изученных или для отработки отдельных тактических приемов и способов действий по теме данного занятия.

По прибытии в район занятия руководитель строит подразделение в две шеренги, объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения и первый учебный вопрос. Не исключена проверка знания личным составом теоретических положений по теме занятия.

Затем руководитель напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, вводит обучаемых в тактическую обстановку, указывает подчиненным командирам места, для занятий, приказывает вывести подразделения на указанные места. С занятием учебных мест подразделения по команде руководителя приступают к отработке первого учебного вопроса и его первого элемента.

Командир отделения (танка), прибыв с личным составом на указанное командиром взвода место, объявляет обучаемым порядок отработки вопроса по элементам, показывает лично (или привлекая наиболее подготовленных солдат) выполнение элемента с краткими пояснениями и приступает к его отработке. Место командира должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечивалось наблюдение за действиями обучаемых во время отработки каждого приема.

Отработка каждого элемента начинается в замедленном темпе, при этом основное внимание обращается на правильность его выполнения. В последующем темп постепенно увеличивается до времени, установленного соответствующим нормативом. Ошибки, допущенные обучаемыми, должны исправляться своевременно и умело.

Обнаружив общие ошибки в действиях личного состава, командир отделения (танка) останавливает действие обучаемых, вызывает их к себе, указывает на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, как выполнить те или иные действия, и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.

Если же ошибки допускают отдельные обучаемые, то останавливать всех не следует. В этом случае на выявленные недостатки нужно обратить внимание только тех обучаемых, которые допустили ошибки, и добиться их устранения в процессе отработки последующих действий.

Тренировку можно проводить, применяя различные методические приемы:

    учить каждого солдата;

  • учить одного, а тренировать всех.

Закончив обучение солдат по одному элементу, командир отделения (танка) в такой же последовательности отрабатывает последующие элементы.

После отработки учебного вопроса по элементам командир отделения приступает к тренировке обучаемых действиям по всему учебному вопросу в целом. Для этого он изменяет направление действий обучаемых, добиваясь от солдат правильного и четкого выполнения приемов в установленное нормативом время.

После отработки учебного вопроса командир строит подчиненных, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и порядок его отработки по элементам, доводит тактическую обстановку и приступает к отработке первого элемента в той же последовательности, что и при отработке предыдущего учебного вопроса.

Закончив, таким образом, отработку всех учебных вопросов, командир отделения (танка) проводит разбор. Проведение разбора аналогично проведению разбора командира взвода (см. ниже).

В установленное время или по команде командира взвода отделение (экипаж) прибывает в указанное место. Командир отделения (танка) докладывает командиру взвода об окончании занятия, о степени усвоения каждым солдатом учебных вопросов, об имевших место недостатках, изъятии неизрасходованных имитационных средств и в дальнейшем действует по указанию командира взвода.

Командир взвода в ходе тактико-строевого занятия, проводимого командирами отделений (танков), поочередно лично обучает наиболее сложным учебным вопросам каждое отделение (экипаж) и одновременно контролирует проведение занятия командирами других отделений (танков). При необходимости он оказывает им помощь в устранении допущенных ошибок при отработке того или иного элемента, а также управляет мишенной обстановкой.

Если же командир взвода проводит тактико-строевое занятие лично в составе взвода, то он находится в таком месте, откуда бы обеспечивалось наблюдение за действиями всех отделений во время отработки каждого приема, элемента и учебного вопроса в комплексном (слитном) выполнении.

Обнаружив ошибки в действиях отделений (экипажей), командир взвода установленным сигналом останавливает взвод, вызывает к себе всех обучаемых или только командиров отделений (танков), указывает им на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, привлекая для этого одно из отделений, как надо правильно действовать и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены, а прием выполнен четко и слажено.

Если ошибки допускают отдельные солдаты, останавливать весь взвод не следует. В этом случае лучше на выявленный недостаток обратить внимание командира отделения и потребовать устранить его в процессе отработке последующих действий путем подачи дополнительных команд (сигналов), не останавливая занятия.

Закончив отработку всех учебных вопросов, командир взвода строит взвод, проверяет наличие личного состава, вооружения и военной техники, изымает неизрасходованные холостые боеприпасы и средства имитации и проводит разбор, который является заключительной частью тактико-строевого занятия.

При разборе командир напоминает тему, цели занятия и как они достигнуты, анализирует действия личного состава при отработке каждого учебного вопроса, подкрепляя свои выводы требованиями уставов, наставлений и приказов старших командиров, отмечает наиболее поучительные действия солдат, отделений и взвода в целом, а также недостатки в действиях обучаемых.

В заключение разбора командир взвода подводит итоги выполнения поставленных задач и определяет результаты действий обучаемых, дает указания по устранению выявленных недостатков. Разбор должен быть объективным, принципиальным и поучительным.

УТВЕРЖДАЮ

Командир

(воинское звание)

(фамилия)

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНО-ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

Учебные цели:

1. Изучить что такое общевойсковой бой и основные виды боя.

2. Выучить близко к тексту обязанности солдата в бою.

3. Ознакомить обучаемых с основными требованиями Международного гуманитарного права при ведении боевых действий.

4. Выучит близко к тексту Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий.

I . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Определение готовности подразделения к занятию:

    принимаю доклад от дежурного по подразделению (командира) о готовности к занятию;

    проверяю готовность и состояние учебно-материальной базы класса и оформление классной доски;

    проверяю по журналу учета боевой подготовки наличие личного состава, осматриваю внешний вид обучаемых, указываю на недостатки;

    даю команду на раздачу учебной литературы и тетрадей.

Напоминание материала предыдущего занятия:

    напоминаю тему предыдущего занятия по тактической подготовке;

    довожу, какие знания и навыки, полученные ранее и не только по этому предмету, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия.

Опрос обучаемых:

звание, фамилия

звание, фамилия

звание, фамилия

звание, фамилия

Основные вопросы контроля:

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Доведение требований безопасности:

    довожу порядок безопасного обращения с учебно-материальной базой класса;

    устанавливаю порядок безопасного выполнения элементов занятия.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы,
задачи, нормативы

Действия руководителя
и его помощника

Действия
обучаемых

Довожу тему, учебные цели занятия и порядок его проведения.

Общевойсковой бой, виды боя.

Слушают, запоминают, делают записи в тетради, отвечают на вопросы.

Общие обязанности военнослужащего в бою.

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Материал по данному вопросу довожу методом рассказа с подробным разъяснением основных его положений.

Довожу под запись общие обязанности военнослужащего в бою. Даю время на самостоятельное заучивание этих обязанностей близко к тексту.

Задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильности понимания обучаемыми изложенного материала и их готовности действовать согласно изученному вопросу.

Слушают, запоминают, делают записи в тетради, самостоятельно заучивают обязанности близко к тексту, отвечают на вопросы.

Нормы Международного гуманитарного права.

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Материал по данному вопросу довожу методом рассказа с подробным разъяснением основных его положений.

Довожу под запись Кодекс поведения военнослужащего ВС РФ - участника боевых действий. Даю время на самостоятельное заучивание Кодекса близко к тексту.

Проверяю качество заучивания у 2-3 обучаемых.

Задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильности понимания обучаемыми изложенного материала и их готовности действовать согласно изученному вопросу.

Слушают, запоминают, делают записи в тетради, самостоятельно заучивают Кодекс близко к тексту, отвечают на вопросы.

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Опрос по изложенному материалу:

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Задание на самостоятельную подготовку:

    выучить близко к тексту обязанности военнослужащего. БУ, ч.3, ст. 22;

    (при необходимости выдать персональное задание на изучение обязанностей для других должностных лиц отделения) БУ, ч.3, ст. 23, 29-37;

    выучить близко к тексту нормы Международного гуманитарного права. БУ, ч.3, ст. 24: СОЛДАТА -МОТОСТРЕЛКА В БОЮ бой , способы...) КОНСПЕКТ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Тема : ДЕЙСТВИЯ СОЛДАТА -МОТОСТРЕЛКА В БОЮ учебные Вопросы: Общевойсковой бой , способы...

  • Конспект тема: Строи отделения, взвода и роты в пешем порядке

    Конспект

    Строевая подготовка Опорный конспект ТЕМА : Строи отделения, взвода и роты в... от одной пары к другой, контролирует действия солдат , исправляет допускаемые ими ошибки. Командир... начинает бить «Походный марш», бой барабана прекращается на время остановки...

  • Конспект Состав и организационная структура мотострелкового отделения

    Конспект

    Конспект Состав и... построение, готовиться к тем или иным действиям в определенное время, ... обеспечивать: успешное ведение боя ; полное использование в бою всех огневых средств... усилия противника. Каждого солдата необходимо научить самостоятельно выбирать...

  • Конспект проведения "Урока мужества"

    Урок

    План-конспект проведения... мая. Сценарий праздника в 4-5 классе Действующие лица: Учитель 1-й ученик 2-й ученик... войне). Поклонимся великим тем годам Тем самым командирам и бойцам... мечте, О друзьях – товарищах солдатах , И о с боем взятой высоте. Вед.3. В...

  • Тема Культурно-исторческие основы развития психологического знания в труде Тема Труд как социально-психологическая реальность

    Документ

    Притчу о солдате наполеоновской армии, потерявшем в бою ногу и ставшем... ли студент в свои конспекты тем более в книги) ... действия и познания. ...Действие есть актуализированное знание и знание есть конденсированное потенциальное действие . Действием ...

ПЛАН – КОНСПЕКТ

проведения урока по начальной военной подготовке по разделу:

Тактическая подготовка

Тема 5 Действия солдата в бою

Цел ь: Ознакомить учащихся с обязанностями солдата в бою, с преодолением препятствий и инженерных заграждений в бою.

Место: кабинет НВП

Время: 45 мин

Руководство: Строевой устав ВС РК.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Передвижение солдата в бою

2) Самоокапывание в бою

Ход занятий:

Вводная часть – 5 мин.

Строю личный состав, принимаю рапорт командира взвода, проверяю наличие личного состава и его внешний вид, завожу в кабинет, проверяю готовность к занятию. Называю тему, цели и учебные вопросы, порядок отработки учебного материала и приступаю к занятиям.

Основная часть – 35 мин

В наступлении солдат должен действовать смело и решительно, в обороне держаться стойко и упорно, во всех случаях уничтожать противника всеми способами и средствами, проявлять храбрость, инициативу и находчивость. Хорошо обученный воин умело использует местность, индивидуальные средства защиты и защитные свойства машин, умеет быстро оборудовать окопы и укрытия, преодолевать заграждения, естественные препятствия и зараженные участка местности, производить санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию. Он обязан охранять и защищать командира в бою, а в случае выхода его из строя - смело брать на себя командование подразделением. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ СОЛДАТА . При действиях в пешем порядке в зависимости от местности и огня противника солдат может передвигаться различными способами: ускоренным шагом, бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками или переползанием. Так, например, в ходе атаки солдат передвигается бегом или ускоренным шагом, а после броска гранаты - обычно бегом. При бое в глубине обороны противника применяются все способы в зависимости от обстановки.

Длина перебежек должна составлять в среднем 20-40 шагов; при таком расстоянии перебежки противник не успеет произвести прицельный выстрел.При переползании любым способом оружие следует поставить на предохранитель и оберегать от ударов и загрязнения, особенно от попадания земли в канал ствола. Во время передвижения каждый солдат должен наблюдать за полем боя и при обнаружении противника докладывать командиру.

Главная задача в любом бою заключается в уничтожении живой силы, огневых средств и боевой техники противника. Солдат с этой целью применяет огонь своего оружия и гранаты. Но и противник будет стремиться к тому же. Огонь и гранаты в бою солдат применяет по команде командира или самостоятельно.

Стрелять и бросать гранаты в бою придется из любого положения:на ходу и с остановок; стоя, с колена и лежа; из окопов, из-за различных укрытий; в населенных пунктах - через окна и пробоины в стенах, снизу вверх и сверху вниз;

ПРЕОДАЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ В БОЮ

В боевой обстановке воинам приходится преодолевать различные естественные препятствия (реки, ручьи, канавы, болота и т. д.) и инженерные заграждения, установленные противником.Реки и другие водные преграды подразделения обычно преодолевают по постоянным или специально наведенным мостам, на переправочных средствах или на плавающей бронетехнике (БТР, БМП).

ПРЕОДАЛЕНИЕ ЗАГРАЖДЕНИЙ

В современном бою широко применяются различные инженерные заграждения. По назначению различаются противотанковые, противопехотные, противотранспортные и противодесантные заграждения; по характеру действия - взрывные, невзрывные и комбинированные.

Преодоление заграждений в бою требует подготовки. Надо постоянно вести разведку, с тем, чтобы своевременно обнаружить устроенные противником заграждения, установить, где расположены прикрывающие их огневые средства, подавить их своим огнем и только после этого проделывать проходы в заграждениях. Проходы можно проделать и скрытно: ночью, в туман, под прикрытием дымов.

ПРЕОДОЛЕНИЕ УЧАСТКОВ, ЗАРАЖЕННЫХ ОВ.

В ходе наступления придется преодолевать зараженные участки. Заражение местности и воздуха отравляющими веществами происходит в результате применения противником химического оружия против наступающих подразделений. Химическую разведку ведут постоянно химики-разведчики, вооруженные специальными приборами (ВПХР). Каждый солдат также может обнаружить по некоторым признакам наличие отравляющих веществ на местности.

Такими признаками могут быть засохшие трава и листья, маслянистые пятна на листьях, на поверхности различных предметов, трупы мелких животных и птиц. Присутствие отравляющих веществ в воздухе вызывает раздражение носоглотки и глаз. Обнаружив любой из этих признаков, солдат немедленно надевает противогаз, докладывает командиру и далее действует по его указаниям.

В ходе боя при действиях в пешем порядке на зараженном участке солдат передвигается длинными и стремительными перебежками. При этом необходимо обходить ясно видимые сильно зараженные места, а остановки для передышки и ведения огня выбирать с более низкой растительностью и без кустов. Во всех случаях следует избегать воронок, окопов, оврагов, где образуется застой отравленного воздуха.

При самоокапывании верхний слой земли отбрасывается в подветренную сторону (в ту сторону, куда дует ветер). Не надо поднимать пыли и касаться зараженной растительности незащищенной одеждой, снаряжением и открытыми частями тела.

В случае заражения отравляющими веществами каждый солдат, не прекращая выполнения боевой задачи, немедленно проводит самостоятельно частичную санитарную обработку и дегазацию оружия я обмундирования.

Частичная санитарная обработка заключается в удалении отравляющих веществ с кожи (или в их обезвреживании). Для этого пользуются индивидуальным противохимическим пакетом.

Дегазацией называется обезвреживание или удаление отравляющих веществ, попавших на обмундирование, снаряжение и оружие.

Личное оружие (автомат, пулемет, гранатомет, снайперская винтовка) дегазируется с помощью индивидуального дегазационного пакета. При этом, прежде всего обрабатываются те части и поверхности вооружения, с которыми личный состав соприкасается при выполнении поставленной задачи.

После выхода из зараженного участка по распоряжению командира проводится полная санитарная обработка и дегазация оружия. Только после этого снимаются средства защиты, став спиной к ветру, снимают средства защиты и отбрасывают их по ветру, отходя назад. ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ

Главная цель боя - уничтожение противника Основное средство его уничтожения - огонь. Воин мотострелкового подразделения может быть вооружен автоматом, пулеметом, снайперской винтовкой, ручным противотанковым гранатометом.

Огонь в бою ему придется вести из любого положения: из бронетехники; в пешем порядке - на ходу и на месте, стоя, с колена и лежа; из окопа, из-за укрытия; из огневого сооружения (через амбразуру).

В бою самоокапывание начинается с отрывки одиночного окопа для стрельбы лежа. Он состоит из выемки в грунте длиной 170 см, шириной 60 см, глубиной 30 см и бруствера высотой до 30 см. Для удобства стрельбы (упора для локтей) в передней части оставляется ступенька шириной 25-30 см. В секторе обстрела в бруствере делается продольная конусная выемка (высота бруствера уменьшается до 10 см). Между бруствером и краем выемки оставляется площадка шириной 30-40 см (она называется бермой). На ней может отрываться канавка под магазин автомата. На устройство такого окопа обученный воин затрачивает около 30 мин.

Отрывка одиночного окопа для стрельбы лежа под огнем противника выполняется так: выбрав место, надо положить автомат (пулемет, гранатомет) вправо от себя на расстоянии вытянутой руки дульной частью к противнику, повернуться на левый бок, вынуть лопату из чехла и, взяв ее за черенок обеими руками, ударами на себя подрезать дерн или верхний уплотненный слой земли, обозначая спереди и с боков границы выемки. После этого перехватить лопату и ударами от себя снять дерн, положить его спереди и приступить к отрывке окопа. Лопату надо врезать в землю углом лотка не отвесно, а наискось, тонкие корни перерубить острым краем лопаты, землю выбрасывать сначала вперед, а потом в стороны, так, чтобы получился бруствер, который

Полезно запомнить, что от пули противника бруствер обеспечит защиту солдата только в том случае, если его ширина будет 1-1,5 м, потому что пуля при стрельбе из пулемета с близкого расстояния пробивает слой песка или земли толщиной 70 см, слой мягкой глины - 80 см. Достигнув необходимой глубины в передней части окопа, следует отодвинуться назад и продолжать отрывку, чтобы можно было укрыть туловище и ноги.

Заключительная часть – 5 мин. Объявляю степень достижения учебной цели, отмечаю положительные и отрицательные стороны занятия. Проверяю степень усвоения пройденного материала методом опроса. Даю задание на самоподготовку, выставляю и объявляю оценки.

Руководитель занятий: преподаватель-организатор

Обязанности солдата в бою многочисленны. А роль и значение каждого военного велики. Ведь победа в бою зависит от успешных действий каждого солдата, экипажей боевых машин и танков, расчетов минометов, орудий и т. д. Но ведь всё это, опять-таки, находится под контролем военных. И исход боя, естественно, зависит от их действий.

Основы

Перед тем как перейти к подробностям, хотелось бы рассказать о теме вкратце. А именно о том, что представляет собой современный бой. Обязанности солдата в бою определяются именно его целью. А она заключается в нанесении огневого поражения сопернику и его уничтожении.

Средства современного боя - не только вооружение. Это ещё и личный состав. Также у современного общевойскового боя есть свои черты. Под ними обычно понимают важные его особенности и свойства, которые, собственно, и раскрывают характер битвы.

Основные черты - это решительность, напряженность, скоротечность, высокая маневренность, разнообразие применяемых в ходе боя средств. Но есть ещё и принципы. Им должен следовать каждый военный.

Все обязаны находиться в постоянной боевой готовности, проявлять решительность, высокую активность и непрерывно вести бой. Действия, оказываемые военными, должны быть внезапными для соперника. Также солдаты и командующие должны постоянно и четко взаимодействовать друг с другом, просчитывать и согласовывать каждый шаг. Отделение обязано обеспечить всесторонний бой и сделать всё возможное, чтобы он завершился победой.

Наступление

На этом начальном этапе каждый военнослужащий действует в составе своего отделения. Задача на наступление поступает от командира. Обязанности солдата в бою заключаются в уяснении ориентиров, состава, положения, а также характера действий противника. Также каждый военный должен выявить местоположение огневых средств соперника. Потом он обязан определить свою задачу, найти цели для поражения. И, помимо этого, обозначить номер танка, за которым следует его отделение, порядок использования огня и преодоления препятствий.

Перед этим каждый солдат проверяет наличие тех или иных боеприпасов, а также исправность оружия - готовит его к бою. Если подготовка ведется к наступлению, которое будет ночью, то нужно внимательно ознакомиться с местностью, запомнить опознавательные знаки, которые помогут ориентироваться в темное время суток.

Подготовка к атаке

Все вышеописанные действия осуществляются для того, чтобы поражение противника было проведено успешно. За наступлением следует атака. До объявления командиром о её начале военные не должны покидать своё место. И обязанности солдата в бою до атаки заключаются в ведении огня по противнику. Командир отдает приказ после того, как танки подойдут к исходному положению. Как только солдат услышит «Отделение, приготовиться к атаке!», он должен быстро совершить несколько действий.

Во-первых, дозарядить оружие и подготовить гранаты. Во-вторых, присоединить к автомату штык-нож и установить прицел. В-третьих, закрепить предметы снаряжения таким образом, чтобы те не мешали его движению.

Как только танки проходят - солдат ставит ногу на ступеньку или в углубление (смотря что было подготовлено во время наступления), упирается в бруствер окопа руками и продолжает следить за соперником, готовясь в любой момент покинуть убежище. И когда командир произносит «Отделение, в атаку - вперёд!», он это делает. Обязанности солдата в бою в данном случае - быстро, одновременно с другими солдатами, отреагировать на приказ, выскочить из траншеи (окопа), после чего следовать за танком.

Атака

Это один из самых ответственных этапов. Обязанности солдата в бою, в атаке, крайне важны, так как от того, насколько хорошо он с ними справится, зависит итог противостояния.

Итак, при движении к цепи каждый военный должен равняться по передним и держать определенный интервал. Параллельно этому, он обязан из оружия уничтожать огневые средства соперника (особенно противотанковые). Также солдат должен быть готов указать боевой машине самые опасные цели, которые больше остальных мешают продвижению их отделения.

Когда боец приблизится к траншее/окопам, занятым противником, он должен метнуть туда Расстояние до убежища соперника должно составлять около 30-35 метров. Если есть уцелевшие враги, то военные уничтожают их огнём в упор или ручными гранатами, при этом продолжая двигаться в заданном направлении - таковы обязанности солдата в бою. Устав также позволяет «добить» противника приёмами рукопашного боя.

Действия в заражённой местности

Рассказывая про общие обязанности солдата в бою, нужно отметить вниманием и то, как каждый военный должен вести себя, если на поле сражения образовались заражённые участки. Это не редкость. Они образовываются вследствие применения соперником оружия массового поражения.

Поэтому во время сражения каждый солдат обязан быть максимально внимательным, чтобы вовремя заметить такие участки и сообщить о них командиру. А потом - предпринять всевозможные действия для успешного преодоления преграды.

Для этого солдаты, которые находятся в бронетранспортёрах, обязаны надеть противогазы. А в танках и боевых машинах пехоты нужно включить систему защиты от ОМП. После этого транспортные средства должны двигаться с максимальной скоростью и в ту сторону, где местность наименее опасна для здоровья военных.

Таковы обязанности солдата в бою. гласит: военный должен предпринять всё необходимое не только для успешного исхода битвы, но и для сохранения собственной целостности. Так как каждый солдат важен и ценен.

Если же военные двигаются пешком или на открытых машинах, то они должны надеть респираторы, защитные перчатки, чулки и защитные плащи. Противогаз - если местность заражена отравляющими веществами. Участки нужно преодолевать перебежками, с максимальной скоростью.

Преодоление водных препятствий

Это тоже входит в обязанности солдата в бою. Кратко нужно отметить вниманием и данную тему. Ведь в военной обстановке служащим приходится преодолевать болота, канавы, ручьи и реки. И надо это делать правильно.

Не всегда получается использовать деревянные и надувные десантные лодки, катера и прочие переправочные средства. Если приходится преодолевать водную преграду вплавь, нужно делать это быстро и внезапно для соперника, чтобы не снижать темп наступления.

Однако солдаты обязаны сделать всё возможное для оборудования брода. Очистить подходы и русло от камней, пней, свай и прочих преград, засыпать воронки (или хотя бы оградить их), укрепить спуски к реке и покрытое илом зыбкое дно. Если течение быстрое, то надо протянуть через реку канат. Переправляться нужно по 1-2 человека. Если обстановка не критическая, то часть снаряжения и обувь позволяется снять и переправить на себе. При переправе вплавь, обшлага и воротки солдат расстегивает, карманы выворачивает, кальсон и завязки брюк развязывает, а сапоги закладывает за поясной ремень. Автомат нужно взять за спину или, как вариант, положить на скатку, предварительно пропустив под руки ремень на грудь.

Преодоление минно-взрывных заграждений

Это препятствие является наиболее опасным. Как уже было ранее сказано, обязанности солдата в бою определены целью. И она заключается не только в приведении команды к победе, но и в сохранении целостности собственной жизни.

Минно-взрывные заграждения солдат преодолевает бегом, двигаясь за танком, по проделанной им колее. Сворачивать запрещено. Более того, бойцы, ради безопасности, обязаны двигаться «след в след». Поскольку в противном случае есть риск зацепить проволочный замыкатель или растяжку. Также, чтобы этого не случилось, солдат должен поднимать и опускать ступни ног вертикально.

После преодоления поля отделение снова развертывается в цепь, возобновляя атаку.

Стрельба

Вышеперечисленное - это ещё не все обязанности солдат в бою. Выполнение команд должно осуществляться по строгим правилам. И, поскольку цель заключается в уничтожении соперника, то действие тут одно - стрельба.

Если солдат вооружен автоматом или пулемётом, то огонь на ходу он может вести с прикладом к боку или к плечу. Или же навскидку. В данном случае позволяется вести стрельбу с короткой остановки или и вовсе без неё. Перезарядка оружия также производится на ходу. Уничтожение противника, находящегося в траншее, может быть произведено не только гранатой, но ещё и выстрелом в упор, штык-ножом или и вовсе ударом приклада.

Если солдаты видят приближение боевого самолёта или вертолёта, то они обязаны открыть по воздушным целям огонь. Он ведется в составе взвода или отделения, исключительно на дальности до 500 метров (ориентировочно). Огонь может быть открыт лишь с разрешения командира. Стрельбу солдаты ведут стоя, с колена или в положении лёжа.

Траншеи

Каждый солдат должен помнить, что первый окоп он обязан преодолеть, не спускаясь в него. Врываясь в другие траншеи, бойцы очищают их в том направлении, которое было задано командиров. При этом нужно следить за обеспечением флангов.

Передвигаться по траншее бойцы должны быстро, параллельно применяя не только гранаты и оружие, но и приемы рукопашного боя (наносить удары прикладом, пехотной лопатой, руками и ногами, а ещё уколы штыком). Надеяться в данной ситуации можно только на своё мастерство, так как в этом случае солдат оказывается в логове противника, что несёт для него максимальную опасность.

К слову, действовать лучше в паре. Один солдат орудует гранатами, а другой уничтожает врагов огнём. Лучше задействовать и третьего бойца, который будет поддерживать их сверху.

Завершение боя

Атака может быть закончена по разным причинам. Иногда противник решает отступить. В любом случае это называется остановкой атаки. И даже в таких ситуациях солдат обязан действовать в определенном порядке.

В первую очередь бойцы должны укрыться. Так, чтобы место могло их защитить от нападения и огня. И в то же время чтобы оттуда можно было быстро открыть прицельный огонь. Вырывая пехотной лопатой убежище, солдат должен сделать одиночный окоп, предназначенный для стрельбы лёжа.

В общем, рассказывать по этой теме можно долго. Но основы именно таковы. Единственное средство, являющееся действенным в плане достижения победы, - это слаженность действий и, конечно же, проявление мужества и ума.