Кто должен выдавать направление на втэк. Процедура оформления инвалидности: все нюансы вопроса. Как выглядит направление

В прошлом году в администрацию президента РФ поступило более 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на некомпетентность и необъективность специалистов, на коррупцию и участившиеся ошибки. Каждую неделю Общественные палаты регионов регистрируют десятки обращений граждан.

Cитуация в системе МСЭ вышла из-под контроля — по словам председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни ОПРФ Владимира Слепака. С этим согласна руководитель Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктор медицинских наук Светлана Данилова. Перед интервью Светлана Григорьевна прислала в редакцию письмо молодой женщины-инвалида, рассказывающей о своей поездке на очередную комиссию. Показала, чтобы журналисты понимали, с чем сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Там нет никаких обобщений и анализа проблем, но есть обида, откровенность, да просто настоящая жизнь… Мы сразу связались с автором: можно ли опубликовать? «Почему нельзя? Я не возражаю», — ответила колясочница из Башкирии Людмила Симонова.

«Бабушка – инвалид, у неё сахарный диабет, а она 7 часов в очереди…»

«У меня I группа инвалидности с 2008 года. Травма шейного отдела позвоночника, нарушение функций тазовых органов, – поясняет Людмила Симонова. — Живу в селе. Сходила недавно к своему лечащему врачу, сдала анализы. Он написал посыльный лист и отправил в город к урологу, неврологу и так далее.

Еду в город Белорецк за сто километров. Врачи принимают в разное время и в разные дни — кому как повезет записаться. Мне пришлось неделю жить в городе, чтобы всех обойти. Проктолога не нашла, поехала в следующий город – Магнитогорск. Еще сто километров… Здание не приспособлено для колясочников, помещение старое, штукатурка отваливается, внутри сыро и холодно. Люди ждут своей очереди часами. С часа дня до семи вечера мы сидели с мыслью: «Когда же нас пригласят?». Одна бабушка пришла в 11 и ушла через восемь часов. Сказала: «Как смену отпахала». Другая плакала, умоляя ее принять. Старушка – инвалид, у неё сахарный диабет, ей кушать хотелось, а она 7 часов в очереди стояла. Работники МСЭ ходили мимо с каменными лицами и делали вид, что ничего не замечают.

В Белорецке с недавнего времени нет МСЭ, к нам приезжают эксперты из Уфы в определенные дни. Пришлось жить в Белорецке, ждать, когда приедут специалисты. Хорошо, родственники пустили, и хорошо, что у меня есть друг, который затаскивал меня на 3 этаж. А так не представляю, сколько пришлось бы мотаться из села в город по бездорожью (асфальта у нас нет), нанимать машину, потому что наши автобусы не оборудованы для колясочников.

В этот раз к нам приехали работники бюро МСЭ №6 Уфы. По моим представлениям, меня должны были пригласить в назначенное время в кабинет. Спросить, какие у меня проблемы, дать советы и рекомендации по поводу всего списка технических средств реабилитации, которые облегчили бы жизнь и помогли приспособиться, адаптироваться. Не зря же в индивидуальную программу реабилитации добавили слово «абилитация». Считала, что МСЭ должна работать для инвалидов, но ошиблась. Отсидела я в очереди, вызвали, посмотрели на меня и заявили: «Если переделываем ИПР, то половину того, что у тебя вписано, убираем, тебе это по новым правилам не положено. Лучше оставь старую программу и иди домой».

Как убирают? По какому закону? Оказалось, что мне не положена электроколяска, но я «шейница», руки плохо работают. Да, я передвигаюсь на активной коляске по дому, её легко складывать в багажник, поднимать со мной на третий этаж по ступенькам, когда бываю в городе у сестры, однако для прогулок по моей деревне без асфальта с ямами и кочками необходима электрическая коляска. И в 2012 году мне ее вписали в программу. Сейчас заявили: «Нас не волнует, где ты живешь».

Эксперты не согласились со многими решениями лечащих врачей, проигнорировали их рекомендации. Обращались со мной и другими инвалидами так, будто мы пришли к ним милостыню просить, хамили. Комиссия дала знакомой группу инвалидности, а потом вызвала ее в Уфу на повторное обследование. Мне дали месяц на обжалование решения в главном бюро региона. Но это будет огромная проблема — придется ехать уже не сто, а триста километров, тратить свои деньги, нанимая машину. Вот так помогают в нашей стране жить инвалидам, всё для них».

«Когда впервые услышала, что II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила»

Беседуем с руководителем Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктором медицинских наук Светланой Даниловой.

— Светлана Григорьевна, всё, о чем пишет Людмила Симонова, — правда?

— Конечно. Российские инвалиды преодолевают столько препятствий, чтобы пройти комиссию, оформить статус или получить льготные препараты, что мама не горюй. Сейчас ведь невозможно попасть на прием к узкому специалисту, минуя терапевта, — он дает направления. Сначала идешь к нему, потом по врачам, дальше – снова к нему с результатами. Инвалид едет за 100 километров в один город, еще за сто – в другой. А, по идее, должен обследоваться и получать помощь по месту жительства. Задача МСЭ – не оспаривать диагнозы, установленные клиницистами, а определиться с ограничениями жизнедеятельности. У нас же эксперты меняют диагнозы, отменяют рекомендации врачей, говорят: «У пациента нет выраженных нарушений».

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидность трактуется как «социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты». В соответствии с этим, кроме экспертного освидетельствования, на учреждения МСЭ возложены обязанности по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов и определению их потребностей в мерах социальной защиты.

— Это по закону, а как в жизни ?

— А в жизни основная проблема медико-социальной экспертизы — длительность и сложность получения группы инвалидности и реабилитационных услуг для граждан с ограниченными возможностями через процедуру освидетельствования в учреждениях МСЭ. В настоящее время инвалиды часто отказываются от прохождения бюрократических процедур и решают проблемы за счет собственных средств. Законные права инвалидов ущемляются. МСЭ заставляет людей проходить ненужные обследования, собирать ненужные анализы, аргументируя это тем, что они якобы дисциплинируют инвалида: «Хоть раз в год он пройдет врачебную комиссию, иначе не заставишь». Но, по сути, бюро МСЭ сегодня – это сложный бюрократический аппарат, создающий различные препятствия и проблемы для инвалидов.

Вступление в силу приказа Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» поставило под сомнение необходимость существования самой МСЭ как отдельной структуры.

Согласно пункта 4 данного закона необходимым условием формирования состава бюро является наличие не менее одного врача по МСЭ. При этом специальность врача не указывается…

— Неужели в бюро включен всего один медик, а остальные эксперты кто? Чиновники?..

— Когда были ВТЭК, в комиссии было три врача. Потом пробовали включать 5 специалистов. Сейчас работают три эксперта, один из них – по медико-социальным вопросам. Причем, из документации убрали уточнения о специализации врача. Специалисты в МСЭ не идут, так как невозможно получить категорию, она не учитывается.

Бюро МСЭ общего профиля освидетельствуют граждан с самыми разными заболеваниями, и каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо ориентироваться во всех нозологических формах практически невозможно. А входящие в состав бюро психолог и специалист по реабилитации в вопросе установления инвалидности вообще не компетентны.

Кроме того, согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95 решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе принимается большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ. При наличии одного врача по медико-социальной экспертизе сомнительна объективность такого голосования — основным условием признания лица инвалидом по сей день остается вид и степень выраженности нарушенных функций организма, которые может определить только врач по МСЭ (за исключением психических функций).

Иными словами, бюро МСЭ превращается в бюро по выписке справок об инвалидности, что значительно увеличивает коррупционную составляющую и существенно уменьшает объективность вынесенного решения.

— Инвалиды жалуются на низкий профессиональный уровень специалистов МСЭ в регионах. Говорят, что те даже диагнозы путают. Мама ребенка с тяжелым заболеванием недавно показала копию документа, в котором адреногенитальный синдром эксперты называют… сахарным диабетом. Где их готовят?

— В России экспертов готовят в интернатуре в Санкт-Петербурге — там есть институт усовершенствования врачей. И в федеральном бюро МСЭ. Уровень действительно низкий. Профессионалов мало: и руководители слабые, иногда бывает стыдно их слушать – не знают нормативных документов, плохо ориентируются в законодательстве, и экспертам в регионах не хватает знаний и компетенций для понимания и исполнения приказов Минтруда РФ. Это печально, потому что система МСЭ — абсолютная монополия. Ее решения невозможно оспорить. В досудебном порядке обжалование проводится в самой службе: одним составом, другим и далее надо обращаться в федеральное бюро, где зачастую присланные документы вообще не открываются. Я там защищала кандидатскую, докторскую и неоднократно видела, как проходят заседания, как эксперты не видят больного, не изучают документацию, а сразу берут за основу решения главного бюро региона. Решения меняются крайне редко. Иногда суды, рассматривая иски инвалидов, постановляют: проходите экспертизу в любом регионе по вашему выбору. А какой регион изменит решение после федерального бюро?

Никакой независимый эксперт не может подойти к службе, так как нет по закону независимой МСЭ – лицензия дается лишь федеральным учреждениям. Поэтому, сколько бы ни было заключение независимого эксперта объективным и справедливым, на изменение решения федерального учреждения МСЭ оно не повлияет.

— Общественная палата РФ предлагает рассматривать «ошибки МСЭ с точки зрения Уголовного Кодекса России» и приводит примеры коррупции в Ульяновской, Волгоградской областях…

— И коррупция есть, и, к сожалению, в регионах есть свои ставки. Я, наверное, тарифы на карту скоро повешу — много жалоб от инвалидов. Помню, когда мне впервые сказали, что в Воркуте II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила. А потом люди подтвердили. В той же Воркуте врача-хирурга взяли с поличным. Особенно страшно, когда вымогают деньги у настоящих инвалидов. Увы, это тоже часть системы. Ее нужно менять, но я уже не верю разговорам о реорганизации МСЭ. Три года назад такой вопрос уже поднимался, Минэкономразвития РФ просили подсчитать, во сколько обойдутся реформы. Насчитали много, написали много и ничего конкретного не предложили.

Никакая реорганизация МСЭ на данном этапе не сможет решить проблему. Примеры — крупнейшие регионы, такие как Краснодарский край, Ростов-на-Дону. Руководители несколько лет назад были сняты, а на местах специалисты первичных бюро как работали, так и работают. В службе ничего не изменилось. Монополия была и осталась.

Полагаю, что определением групп инвалидности может заниматься врачебная комиссия медицинской организации по представлению лечащего врача на основании данных первичной медицинской документации, без заполнения направления на МСЭ. В настоящее время лечащий врач представляет на врачебную комиссию пациента с временной нетрудоспособностью, инвалида с ухудшением состояния с целью назначения и коррекции лечения, лечебно-диагностических мероприятий. Поэтому председатель комиссии обычно осведомлен об особенностях течения заболевания таких пациентов. А специалисты бюро МСЭ определяют группу инвалидности, ничего не зная о пациенте (если речь не идет о переосвидетельствовании) и полагаются только на представленные медицинские документы и однократный осмотр пациента в течение нескольких минут.

Считаю целесообразным упразднить службу МСЭ, а проведение МСЭ возложить на врачебные комиссии организаций здравоохранения, тем более, что большую часть функций в той или иной степени врачебная комиссия выполняет в настоящее время. Реформирование потребует изменения порядка лечебных учреждений по проведению экспертизы нетрудоспособности, пересмотра функциональных обязанностей врачебных комиссий лечебных организаций первичного звена. Зато оно позволит сократить маршрут движения граждан с ограниченными возможностями, упростит процедуру освидетельствования, повысит качество и расширит объемы предоставляемых инвалидам медико-социальных реабилитационных услуг.

Ликвидация службы МСЭ путем передачи ее функций врачебным комиссиям медицинских организаций позволит:

снизить социальную напряженность среди инвалидов и граждан, первично направляющихся на МСЭ (будет исключена долгая процедура заполнения направлений на МСЭ и последующего освидетельствования в бюро);

сократить расходы федерального бюджета на содержание службы МСЭ;

снизить нагрузку на специалистов врачебной комиссии и врачей медицинской организации за счет исключения необходимости заполнения направления на МСЭ;

увеличить доступность экспертизы для населения, ведь врачебные комиссии существуют во всех медицинских организациях, тогда как бюро МСЭ создается из расчета 1 бюро на 90 000 человек, и граждане небольших населенных пунктов вынуждены за свой счет преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться до бюро МСЭ;

исключить коррупционную составляющую со стороны специалистов бюро МСЭ;

законодательно утвердить независимую МСЭ.

Показанием для направления на ВТЭК является заключение лечащих врачей (врачебно-консультационной комиссии) о наличии у больного данных для определения постоянной или длительной потери трудоспособности (инвалидности), т. е. о наличии неблагоприятного клинико-трудового прогноза. В случае сомнительного прогноза больных направляют на ВТЭК только тогда, когда все показанные лечебно-профилактические мероприятия были проведены, но не дали должного эффекта.

Если больному по заключению лечебного учреждения могут быть предоставлены показанные ему по состоянию здоровья облегченные условия труда без снижения квалификации и объема производственной деятельности, то надобность в направлении на ВТЭК отпадает.

Иногда при направлении на очередное переосвидетельствование ВКК констатирует, что состояние здоровья инвалида значительно улучшилось или вследствие рационального трудового устройства исчезли данные для установления инвалидности; в таком случае инвалида можно не направлять на ВТЭК. Если же, несмотря на разъяснения, он требует направить его на комиссию, ВКК обязана выполнить это требование с соответствующим указанием в направлении на ВТЭК.

При направлении на ВТЭК как для первичного освидетельствования, так и для переосвидетельствования, проводят все необходимые исследования (при показаниях - даже стационарное) и консультации; все результаты заносят в направление на ВТЭК.

Во время переосвидетельствования отмечают изменения в состоянии инвалида, а также в характере и условиях его трудовой деятельности с момента последнего освидетельствования во ВТЭК.

Если больной по состоянию здоровья не может явиться на комиссию, лечащие врачи указывают это в направлении, и эксперты ВТЭК проводят обследование на дому у больного.

Ответственность за качество обследования больного перед направлением его на ВТЭК и за обоснованность направления возлагается на руководителя лечебного учреждения, направляющего больного на ВТЭК.

Больные, освобождаемые от работы по временной нетрудоспособности непрерывно в течение 4 месяцев (при активном туберкулезе-10 месяцев) или в течение 5 месяцев с перерывами за последние 12 календарных месяцев по одному и тому же заболеванию, подлежат направлению на ВТЭК независимо от клинико-трудового прогноза. При освидетельствовании этих больных ВТЭК выносит свое заключение об их трудоспособности: или признает их трудоспособными и тем самым закрывает больничный лист, или устанавливает группу инвалидности (и тем самым также закрывает больничный лист), или признает их нуждающимися в долечивании при освобождении от работы по временной нетрудоспособности. В последнем случае ВТЭК не устанавливает срок временной нетрудоспособности, этот вопрос решают лечащие - врачи.

Если ВТЭК не подтверждает необходимость дальнейшего освобождения больного от работы по временной нетрудоспособности свыше указанных сроков, лечащие врачи не имеют права продолжать больничный лист, а в случае ошибочного продления лечащими врачами отпуска по больничному листу последний не должен быть оплачен.

В тех случаях, когда больной находится на стационарном лечении, врачи стационара направляют необходимые документы во ВТЭК того района, где находится стационар, с указанием, что больной не может явиться на обследование; ВТЭК или направляет в стационар своих экспертов, или (при полном обследовании, четком изложении и ясном клинико-трудовом прогнозе) выносит свое решение на основании документов, заполненных врачами стационара, где больной находится на излечении.

Лечащие врачи, помимо медицинских данных о работающем, сообщают сведения о характере и условиях его труда, о том, как он справляется с работой. Если рабочий или служащий прекратил работу или если ВТЭК должны пройти лица, уволенные из армии, а также члены семьи рабочих и служащих и бывших военнослужащих, то перед прохождением ВТЭК они должны получить из пенсионирующей организации справку о том, что в случае установления им группы инвалидности они приобретут права на получение пенсии. Если же для назначения пенсии необходимо установление фактического времени наступления инвалидности, районный отдел социального обеспечения должен указать точно срок, при установлении инвалидности на который инвалид приобретает право на пенсию. Лечащие врачи должны предоставить во ВТЭК убедительные (основанные на документах) данные, характеризующие трудоспособность больного как в настоящее время, так и на срок фактического наступления инвалидности. Свидетельскими показаниями, даже данными медицинских работников, ВТЭК при этом не имеет права руководствоваться.

Люди, обладающие физическими ограничениями, вправе рассчитывать на поддержку от государства в виде всевозможных льгот, субсидий и пособий. Однако чтобы воспользоваться привилегиями предварительно требуется подтвердить и зафиксировать свой статус документально. Освидетельствование проводит комиссия по инвалидности, состоящая из специалистов различной направленности. Чтобы не растеряться в момент процесса стоит заранее разобраться, что таковой собой представляет, и какой алгоритм процедуры предусмотрен законом.

Что представляет собой МСЭ

Согласно тексту федерального закона № 181-ФЗ, глава 2, параграф 7 медико-социальная экспертиза (МСЭ) – это процедура освидетельствования, направленная на установление факта инвалидности в отношении человека, у которого зафиксированы физические патологии различной степени тяжести.

В перечень основных функций МСЭ входит:

  • выявление причин инвалидности, установление ее сроков;
  • выяснение потребности человека в социальной защите и помощь в получении таковой;
  • разработка проектов по реабилитации;
  • определение степени потери способности к трудовой деятельности.

По результатам комиссии гражданину присваивается и группа инвалидности, соответствующая его физическим показателям. Это касается случаев, когда человек впервые проходит освидетельствование.

Повторная экспертиза также направлена на проверку состояния инвалида, но в этом случае предметом процедуры выступает улучшение либо ухудшение физических показателей.

По окончании таких систематических проверок выносится вердикт о том, что изменений не наблюдается, вследствие чего группа инвалидности подтверждается. Иной вариант – улучшение состояния человека и снятие статуса.

На основании чего складывается решение комиссии

Освидетельствование в процессе МСЭ являет собой комплексный анализ функций человеческого организма. Об этом также сказано в положении 7 закона № 181.

В ходе экспертизы проводится наблюдение по следующим направлениям:

  • клинико-функциональные показатели;
  • профессионально-трудовые критерии;
  • социальные и бытовые данные;
  • психологическое состояние.

Если проще, то помимо врачебной комиссии, человеку потребуется побеседовать с психологом и с социальным работником. В зависимости от индивидуальных особенностей могут быть назначены и другие специалисты.

Есть ли различия между ВТЭК и МСЭ

Для большего понимания, стоит уточнить существуют ли различия между двумя аббревиатурами – МСЭ и ВТЭК (врачебно-трудовая экспертная комиссия). Последний вид освидетельствования использовался ранее для решения вопросов инвалидности в среде трудящегося населения, а инвалиды с детских лет в компетенцию специалистов не входили.

По сути, процедура выявляла, утратил ли человек трудоспособность или же может дальше заниматься рабочей деятельностью в полном объеме либо с применением упрощенного распорядка. При этом изучались не только показатели здоровья, но и условия труда, его характеристики.

Что касается МСЭ или медико-социальной экспертизы, такое название применяется с 1995 года на основании федерального правового акта № 181-ФЗ. Процесс представляет собой более расширенный вариант проверки. Комиссия принимает на обследование всех инвалидов, включая детей.

Иными словами, понятия МСЭ и ВТЭК тождественны. И когда идет речь об освидетельствовании физического состояния человека с целью присвоения инвалидности либо подтверждения уже имеющейся группы, можно использовать обе формулировки. Суть от этого не изменится.

Однако различия все же есть. Таковые заключаются в техническом оснащении мероприятий, проводимых во время освидетельствования. И здесь нет ничего удивительного, ведь прогресс на месте не задерживается, что отражается как на развитии медицины, так и на совершенствовании правовой поддержки инвалидов, их реабилитации и включения в систему социальных отношений.

Где проходит экспертиза

Освидетельствование осуществляется в бюро Медико-социальной экспертизы, размещенных в регионах. Именно в территориальные отделения следует обращаться за оформлением инвалидности.

Действия городских и районных МСЭ координируют аналогичные структуры, но расположенные в крупных федеральных субъектах. Таковые анализируют деятельность территориальных отделений и, при необходимости, выносят решения в различных ситуациях.

Федеральное Бюро Медико-Социальной Экспертизы, функционирующее на базе Министерства труда и соцзащиты РФ, руководит вышеуказанными инстанциями. Располагается в Москве.

Алгоритм прохождения МСЭ

Сама по себе процедура МСЭ довольно сложная и энергозатратная. Человеку потребуется пройти несколько инстанций, собрать документы, пообщаться с различными специалистами и в целом подвергнуться ряду исследований.

Особенно процесс проблематичен для людей, чьи физические либо психические отклонения можно отнести к разряду тяжелых. Поэтому в любом случае потребуется запастись терпением и следовать уже проверенному алгоритму.

Порядок установления инвалидности предполагает этапы:

  • получение направления на МСЭ;
  • подготовка документации;
  • прохождение процедуры освидетельствования;
  • оглашение решения по результатам комиссии и получение справки.

Случается, что специалисты расходятся во мнении и не могут прийти к единому решению. В подобных случаях назначается повторная экспертиза.

Как получить направление

Для получения документа следует обратиться в специализированное медицинское учреждение по месту наблюдения человека. Непосредственно к лечащему врачу.

В отдельных случаях бумагу может предоставить Пенсионный Фонд РФ либо соцзащита. При этом допускается и прямое обращение в бюро МСЭ, если в указанных структурах ему было отказано.

Самый распространенный вариант – получение бумаги от врача, у которого больной стоит на учете. На приеме потребуется огласить желание оформить инвалидность и попросить предоставить направление на МСЭ.

Врач подготавливает документ, фиксируя сведения в амбулаторной карте пациента, а затем направляет человека проходить узких специалистов. Проходя специалистов, стоит рассказать обо всех травмах, болезнях, симптомах и прочих моментах, касающихся здоровья. Эти данные фиксируются в карте, сюда же включается информация о методах и приемах лечения.

Направление может быть выдано только при наличии регулярных обращений к врачу, о чем должны иметься отметки в медкарте.

При отсутствии наблюдения, визитов пациента и сведений о методах лечения, заявителю будет отказано не только в присвоении группы инвалидности, но и в самом направлении на комиссию.

Если же бумага получена, необходимо удостовериться, что на ней проставлена печать медицинского учреждения и подпись главного врача.

Заявление на комиссию

Как только направление выдано, можно приступать к составлению заявления на освидетельствование и .

Информация, обязательная к указанию, включает:

  • наименование организации здравоохранения;
  • сведения о заявителе;
  • просьба о проведении экспертизы с целью оформления инвалидности;
  • дата подачи запроса.

Бумага удостоверяется подписью заявителя, а также отметкой о приеме, проставленной в канцелярии бюро МСЭ.

Пакет бумаг

Осведомиться о том, какие именно документы потребуется подготовить, необходимо у лечащего врача. Список может видоизменяться в зависимости от заболевания, его тяжести и сопутствующих факторов.

Стандартный пакет бумаг включает:

  • направление;
  • паспорт обследуемого лица;
  • заявление;
  • копия трудовой книги;
  • медицинская карта пациента;
  • результаты тестов и анализов;
  • СНИЛС;
  • оригиналы, а также копии выписок из истории болезни, справок и прочих бумаг, запрошенных в клиниках и стационарах, где обследовался и проходил лечение заявитель;
  • рекомендательные письма с места трудовой деятельности (в некоторых случаях);
  • акт о наличии профессиональной травмы (если таковая имела место) по форме Н-1;
  • если комиссия повторная, потребуется иметь при себе копию справки об инвалидности, выданной ранее.

Допускается подача документации, как самим заинтересованным лицом, так и его представителем по закону (родитель, опекун).

Поскольку МСЭ проводится и для детей, от лица несовершеннолетнего ребенка также может быть подано заявление.

В этом случае пакет бумаг следует дополнить такими документами:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта родителей;
  • направление из детской поликлиники;
  • заключение психолога;
  • документы из учебного либо воспитательного учреждения (характеристика, диплом, аттестат о наличии образования).

После подачи документов заявителю высылается приглашение, и определяется время освидетельствования. После чего происходит запись на конкретную дату, но не позднее 30 дней с момента заявки.

Процедура МСЭ

В назначенный день гражданин должен явиться в бюро МСЭ для непосредственного прохождения экспертизы. Также допускается проведение процедуры на дому, например, если больной лежачий либо заочно в стационаре.

Обычно комиссия состоит из руководителя, секретаря, ряда специалистов по узкопрофессиональным направлениям. Процесс представляет собой несколько этапов:

  1. Изучение предоставленной документации по пациенту. Справки, выписки, акты, карта – все это тщательно изучается всеми членами совета.
  2. Осмотр человека при необходимости.
  3. Беседа в форме вопросов со стороны членов комиссии (психолог, врачи, социальный работник) и ответов на них от пациента. Помимо тем, касающихся здоровья могут быть затронуты условия проживания, социальные навыки и прочие моменты.

На протяжении всего процесса председатель комиссии и ее члены анализируют поведение и состояние человека. Пациенту рекомендовано вести себя спокойно, уверенно, не повышать голос. При этом присутствие родственников обычно не допускается. Исключение составляют несовершеннолетние лица и больные, не способные передвигаться самостоятельно.

По окончании освидетельствования проводится совещание закрытого типа, где путем голосования выносится решение об оформлении либо отказе в присвоении статуса. При положительном итоге, заявителю назначается соответствующая группа инвалидности, выдается официальная справка и программа реабилитации.

Максимальный срок принятия решения по конкретному человеку – 6 дней, хотя обычно вердикт оглашается в день проведения МСЭ. О результатах заявителя оповещают по телефону либо почтовым извещением.

Что делать, если инвалидность подтверждена

После получения справки, таковую потребуется в течение 3 дней передать в Пенсионный Фонд для назначения пенсионных выплат и пособий.

Вдобавок не стоит забывать, что статус «инвалид» присваивается не на всю жизнь. Периодически его требуется подтверждать посредством очередного освидетельствования. При этом для каждой группы инвалидности предусмотрен свой период.

1 группа проходит МСЭ 1 раз в 2 года. 2 и 3 категории каждый год. Дети-инвалиды посещают бюро МСЭ 1 раз в течение действия статуса.

Процесс оформления инвалидности осуществляется путем прохождения медико-социальной экспертизы. Процедура достаточно сложная, отчасти потому, что требуется вложить немало сил в сбор документов. При этом члены комиссии могут вести себя довольно жестко, поэтому перед встречей рекомендовано настроить себя психологически правильно, успокоиться и осознать, что если факт наличия физических ограничений по здоровью уже установлен, то и комиссия в этом убедится. В ином случае ее решение вполне реально оспорить в судебной инстанции.

Бесплатный вопрос юристу

Информация на сайте предоставлена для ознакомления. Каждая ситуация уникальна и требует личной консультации с опытным юристом. В этой форме вы можете задать вопрос нашим юристам по медицине.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ) (п. п. 10 , Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95).

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8 ст. 2 Закона от 25.06.1993 N 5242-1; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (далее — Правила N 713); п. 1 ст. 20 ГК РФ).

Гражданин должен быть зарегистрирован по месту жительства (ст. 6 Закона N 5242-1). Факт регистрации граждан по месту жительства подтверждает отметка в паспорте либо свидетельство о регистрации по месту жительства для лиц, не достигших 14 лет (п. 18 Правил N 713).

Примечание. Регистрацию по месту жительства часто называют местом прописки.

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина (абз. 7 ст. 2 Закона N 5242-1; п. 3 Правил N 713).

Граждане регистрируются по месту пребывания без снятия с регистрационного учета по месту жительства (ст. 5 Закона N 5242-1). Факт регистрации граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, подтверждает свидетельство о регистрации по месту пребывания (ст. 3 Закона N 5242-1; п. 12 Правил N 713).

Однако если гражданин перемещается между населенными пунктами (прибывает в населенный пункт) того субъекта РФ, на территории которого он зарегистрирован по месту жительства, то он вправе не регистрироваться по месту своего пребывания (ч. 2 ст. 5 Закона N 5242-1).

Это же правило действует в отношении Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в отношении Севастополя и Республики Крым. В частности, это означает, что гражданин РФ вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он уже зарегистрирован по месту жительства в Москве или Московской области. Аналогичное правило действует и в отношении иных указанных субъектов (ч. 3 , , 5 ст. 5 Закона N 5242-1).

Таким образом, гражданин вправе пройти МСЭ по адресу регистрации по месту жительства или месту пребывания. Регистрация по месту пребывания при этом обязательна лишь в случае прохождения МСЭ в населенном пункте, находящемся за пределами того субъекта РФ, на территории которого гражданин зарегистрирован по месту жительства. Жители Москвы и Московской области, равно как и жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Севастополя и Республики Крым, вправе пройти МСЭ по месту пребывания, как в городе, так и в любом населенном пункте субъекта Федерации без регистрации.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате.