Кто такие клоуны? Что такое клоунада? Гаер - это кто? Чем отличается клоун от шута Клоун история происхождения

Клоун 1.

Умственно неполноценный человек.

Клоунами также называют людей, которые делают поступки, приводящие к ухудшению ситуации.

Надо остерегаться этого клоуна!

Молодежный сленг

2.

1. Артист цирка, главная задача которого – смешить посетителей.

2. Неуверенный в себе и закомплексованный человек, который подсознательно боится осуждения и насмешек и поэтому делает вид что всегда хочет всех рассмешить и поднять всем настроение. Несерьёзный человек, который в компании ведёт себя как шут. Паяс. Выпендрёжник.

3. Клон. Человек, использующий на коммуникационны ресурсах (чат, форум и т.д.) чужое имя или регистриующий своё, внешне не отличимое от оригинала (например, вместо русской «а» – латинская «а») и общающийся таким образом с целью провокации, желая создать неверное впечатление о человеке или просто чтобы посмеяться.

1. Ой, Вань, гляди какие клоуны!

2. Ты клоун, я тебе сказал детям мороженое, бабе цветы!

3. Забаньте клоуна!

Молодежный сленг , Общеупотребительное


Cловарь современной лексики, жаргона и сленга . 2014 .

Синонимы :

Смотреть что такое "клоун" в других словарях:

    клоун - См. шут... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. клоун актер, шут; артист, коверный, гаер, буффон, паяц, арлекин, фигляр, балясник, скоморох, эксцентрик, комик, фарсер … Словарь синонимов

    Клоун - Клоун. КЛОУН (английское clown, от латинского colonus деревенщина, грубиян), артист цирка, исполняющий юмористические номера, участвующий в сатирических сценках, в которых используются приемы эксцентрики, гротеска, пародии. Как правило, создает… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    КЛОУН - (англ. clown, от лат. colonus деревенский житель, мужик). Шут, паяц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛОУН шут, потешающий зрителей прибаутками и пантомимами. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    клоун - а, м. Англ. clown. Василий Александрович, клоун из цирка, или клон по бурковски: огоньки пускает и никого не боится, на летучем шаре летал! Ремизов Крестовые сестры 23. Клоунничать. Должно быть, устав клоуничать, Пуришкевич встает и направляется… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    клоун - КЛОУН, буффон, комик, шут, устар. гаер, устар. паяц, устар. фигляр КЛОУНСТВО, шутовство, устар. гаерство разг. КЛОУНСКИЙ, буфонный, шутовской, устар. гаерский, устар. фиглярский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    КЛОУН - (англ. clown) цирковой артист, комический персонаж, использующий приемы гротеска и буффонады. Существуют клоуны: коверный, комик и др … Большой Энциклопедический словарь

    КЛОУН - КЛОУН, клоуна, муж. (англ. clown). Цирковой комик, паяц. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КЛОУН - КЛОУН, а, муж. Цирковой артист, использующий приёмы гротеска и буффонады. К. ковёрный. К. комик. Строить из себя клоуна (перен.: вести себя шутовски, паясничать; разг. неод.). | жен. клоунесса [нэ ], ы. | прил. клоунский, ая, ое. Толковый словарь … Толковый словарь Ожегова

    Клоун - (англ. clown) арлекин английской сцены, родственныйПолишинелю, немецкому Hanswursty и испанскому Грациозо, появляется сначала XVI века; первоначально импровизировал свои роли. К. неотсутствовал и в трагедии; Шекспир нередко вводит его в свои… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Клоун - ■ С детства развинчен … Лексикон прописных истин

    Клоун - У этого термина существуют и другие значения, см. Клоун (значения). Клоун … Википедия

Книги

  • Клоун Як , Яльмар Бергман. Яльмар Бергман - крупнейший шведский писатель XX века. Последняя из написанных Бергманом книг роман "Клоун Як" - творческий итог писателя, горькая исповедь, раскрывающая трагичность положения…

Клоуны присутствуют в нашей культуре довольно давно. Можно вспомнить хотя бы родственных им шутов, которые состояли при дворе и развлекали знать. Само слово «клоун» появилось в начале XVI века. Первоначально так называли комический персонаж из английского средневекового театра. Этот герой много импровизировал, а его шутки были простыми и даже грубоватыми.

Сегодня клоун является цирковым или эстрадным артистом, использующий буффонаду и гротеск. Эта профессия не так проста, как кажется. К тому же клоуны работают в различных жанрах, без таких людей не обходится ни один уважающий себя цирк. Кто еще рассмешит публику в перерывах между номерами?

Жан-Батист Ориоль

В начале XIX века как такового образа клоуна еще не было. На арене шутили комические конные акробаты, был наездник-мим и паяц. Такое положение дел изменилось, когда во французском цирке появилась фигура Жана-Батиста Ориоля. Ребенком он был отдан на обучение в семью канатных плясунов. Вскоре Жан-Батист стал самостоятельным артистом заштатного бродячего цирка. Карьера артиста быстро пошла в гору, наездник-акробат с комическими талантами был замечен. В начале 1830-х его пригласили в труппу Луассе. С ней Ориоль начал путешествовать по Европе. Следующей ступенью стал Парижский Олимпийский театр-цирк. Дебют состоялся 1 июля 1834 года. Жан-Батист показал себя разносторонним мастеров - он и канатоходец, и жонглер и силач. К тому же это был еще и гротескный актер. Сильное и мощное тело было увенчано веселым личиком, гримасы которого смешили зал. Клоун носил особый костюм, который представлял собой модернизированный наряд средневекового шута. А вот грима у Ориоля не было, он пользовался только общим грунтом. По существу работа этого клоуна может считаться коверной. Он заполнял паузы между выступлениями, пародировал основной репертуар. Именно Ориоль сформировал образ клоуна, придал ему легкий французский юмор и привнес в цирк романтизм.

Грок

Настоящее имя этого швейцарца - Шарль Адриен Веттах. Талант Шарля заметил клоун Альфреде, который и пригласил молодого парня в труппу бродячего цирка. Получив в нем опыт, Шарль оставил своих партнеров и уехал во Францию. К тому времени клоун научился владеть несколькими музыкальными инструментами, умел жонглировать, был акробатом и канатоходцем. Шарль смог подружиться с музыкальным эксцентриком Бриком, заменив со временем его партнера Брока. Новый клоун выбрал себе псевдоним Грок. Дебют артиста в Национальном швейцарском цирке состоялся 1 октября 1903 года. Труппа много гастролировала. С ней Грок побывал в Испании, Бельгии и даже в Южной Америке.

Грока стали называть королем клоунов. Гастроли по России также обернулись триумфом. После окончания войны Грок снова возобновило выступления, побывав с гастролями даже в Америке. Именем Грока названа маска, которую вручают в качестве приза на Европейском международном цирковом фестивале клоунов.

Чарли Чаплин

Всего за один этот год Чарли Чаплин снялся более чем в 34 фильмах и стал широко известен как один из талантливейших комиков американского кино, что позволило ему вскоре завоевать творческую независимость.

Михаил Румянцев

Карандаш был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников. Карьера Карандаша в цирке насчитывает 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.

Нук

Под таким псевдонимом всему миру стал известен немец Георг Шпиллнер. Уже в 1937 году Немецкий театр в Мюнхене объявлял его, как самого известного клоуна Европы. «Фишкой» артиста стало его большой чемодан и огромное пальто, в которых скрывались разнообразные музыкальные инструменты. Нук выступал на самых известных концертных площадках Европы, но несмотря на свою славу оставался довольно скромным человеком. Клоун был очень музыкальным, играя на саксофоне, мандолине, флейте, кларнете, скрипке, губной гармошке. В 60-х о нем писали, как о самом нежном клоуне всех времен. Нука часто сравнивали с другой легендой, Гроком, но у немца был свой неповторимый образ.

Константин Бергман

Профессиональная карьера клоуна началась с 14 лет, со своим братом Николаем он поставил номер «Акробаты-вольтижеры». До 1936 года пара выступала вместе, используя образы популярных комедийных киноактеров Г.Ллойда и Чарли Чаплина. Во время войны Бергман выступал в составе фронтовых бригад. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. В 1956 году Бергман стал заслуженным артистом РСФСР. Клоун смог создать маску важного франта, надевая до нелепого щегольской костюм. Цирковой артист перешел на разговорные репризы, рассуждая не только на бытовые темы, но даже и о политике. Бергман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран. Знаменитый клоун снялся в двух лентах, в «Девочке на шаре» он сыграл по сути самого себя.

Леонид Енгибаров

Несмотря на короткую жизнь, этот человек успел оставить яркий след в искусстве. Мим сумел создать новое амплуа - грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем. Уже к 1961 году Енгибаров объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех. Тогда же состоялся и выезд за границу, в Польшу, где клоуну также рукоплескали благодарные зрители. В 1964 году на Международном фестивале в Праге Енгибаров был признан лучшим клоуном мира, стали публиковаться его новеллы.

Юрий Никулин

Большинство людей знает Никулина, как блестящего киноактера. А ведь его призванием был цирк. После окончания боевых действий Никулин попытался поступить во ВГИК и другие театральные институты. Но нигде его не принимали, так как актерских талантов приемные комиссии разглядеть в молодом человеке не могли. В итоге Никулин поступил в студию клоунады при Цирке на Цветном бульваре. Молодой актер стал вместе с Михаилом Шуйдиным ассистировать Карандашу. Пара много ездила на гастроли и быстро набралась опыта. С 1950 года Никулин и Шуйдин стали работать самостоятельно. Их совместная работа продолжалась до 1981 года. Если у Шуйдина был образ рубахи-парня, который все знает, то Никулин изображал ленивого и меланхоличного человека.

Марсель Марсо

Во времена Второй мировой войны начинающий клоун бежал из страны. Он поучаствовал в Сопротивлении, а большинство его родных, в том числе и родители, погибли в Освенциме. В 1947 году Марсо создал свой самый известный образ. Клоун Бип с белым лицом, в полосатом свитере и с потрепанной шляпой, стал известен всему миру. Тогда же была создана клоунская труппа «Содружество мимов», просуществовавшая 13 лет. Постановки этого необычного театра с моноспектаклями видели лучшие площадки страны. За свой вклад в искусство актер получил высшую награду Франции - орден Почетного легиона.

Олег Попов

Артист смог создать артистический образ «Солнечного клоуна». Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку. Творчество артиста не ограничивалось одним лишь театром, он много снимался на телевидении, участвовал в детской телепередаче «Будильник». Попов снимался даже в кино (более 10 лент) и режиссировал цирковые спектакли. Знаменитый клоун принимал участие в первых гастролях советского цирка по Западной Европе. Выступления там принесли Попову поистине мировую славу. Клоун стал лауреатом Международного циркового фестиваля в Варшаве, получил премию Оскара в Брюсселе, получил приз «Золотой Клоун» на фестивале в Монте-Карло.

Слава Полунин

В 1980-е годы Вячеслав создал знаменитый театр «Лицедеи». Он буквально взорвал публику номерами «Асисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка». Театр стал очень популярным. В 1982 году Полунин организовал Мим-парад, на который со всей страны съехалось более 800 артистов пантомимы. В 1985 году в рамках Всемирного слета молодежи и студентов состоялся фестиваль, в котором поучаствовали уже и международные клоуны. С тех пор Полунин организовал немало фестивалей, поставил спектаклей, номеров и реприз, примеряя разнообразные маски. С 1988 году клоун переезжает за границу, где и получает всемирную славу. Его «сНежное шоу» ныне считается театральной классикой. Зрители говорят, что снег Полунина согревает им сердца. Работы клоуна отмечены премией Лоуренса Оливье в Англии, наградами в Эдинбурге, Ливерпуле, Барселоне. Полунин является почетным жителем Лондона.


Парижанам нравилась эта особая, нездешняя повадка смешить. Исследователи циркового комизма называют эту манеру английской. И это не лишено смысла. Ведь клоунские маски пришли на арены всего мира из Англии. К слову вымолвить, и ныне в больших и маленьких европейских цирках клоуны по большей части англичане.

Шуты знакомы человечеству с глубокой древности. Первые упоминания об этой профессии были еще в рассказах Плиния, когда тот посещал дворец короля Птолемея I. В Средние века был настоящий "шуточный бум". Именно на это время, как говорят историки, пришелся самый расцвет и процветание шутовского ремесла.

Кто такой гаер

Прямая аналогия и современный перевод некоторых старорусских слов доступен сегодня не каждому. Например, мало кто знает, кто такой гаер. Заглянем в толковые словари.

Гаер - это человек, работающий на улице и веселящий людей на ярмарках и праздничных гуляньях. Сегодня такое слово забыто и совсем не употребляется. Но в старые времена это была довольно популярная профессия. Умение смешить людей своими несуразными кривляниями и шутками-прибаутками передавалось по наследству. Отцы учили детей смешить народ, забавлять его и зарабатывать этим на

Гаер - это потешник и балагур, который призван развлекать и смешить народ. С давних времен гаером называли уличного шута. Он работал как в одиночестве, так и в артистической труппе. К примеру, во Франции гаеры принимали активное участие в создании комических шоу и народных спектаклях.

В переводе с языка Наполеона Бонапарта гаер - это весельчак. В английском или немецком языках это слово означает «клоун, скоморох».

Шут или клоун

Многие думают, что шут и клоун, следовательно и гаер, это одни и те же слова, имеющие общий смысл. Но на самом деле клоун очень сильно отличается от шута. Даже великий Чарли Чаплин всегда обижался, когда его в прессе называли гаером. Он в свое время сильно полюбил Францию именно потому, что это была первая страна, где «икону комедии двадцатого века» не звали гаером, а признали именно актером комедии.

Кто такой гаер на самом деле: шут или клоун? Историки утверждают, что гаеры ближе к шутам, кривлякам и балагурам. С некоторых языков это слово и переводится как "кривляться" и "показывать рожи". Они всегда старались шутить неуместно и даже пошло, чтобы только привлечь внимание.

Собираясь и работая на праздничных гуляньях или ярмарках, гаеры получали чаще всего «заработную плату» продуктами питания. Особенно это было распространено в Средневековье. Спустя века гаер стал получать и какие-то деньги за свои кривляния. Клоуны же появились значительно позже. Это была уже профессия, за которую платил зарплату не народ на ярмарках, а работодатель. Профессиональные клоуны всегда обижаются, если их называют шутами или гаерами. Однако если верить истории, именно от гаера произошел шут, а от шута - современный клоун.

Немного истории

Традиционно гаер изображался на картинах в смешном колпаке, на котором весело позвякивали колокольчики. Этот наряд использовался не только для яркости костюма, но и для привлечения зрителей. В средневековой Англии были пуританские нравы, поэтому гаер и шут здесь поначалу никак не приживались. Значение слова "гаер" ассоциировалось с умственно отсталым человеком, слоняющимся по улице и просящим краюху хлеба за свои кривляния.

Однако не только бедные и больные становились шутами. Гаером человек мог стать по собственному желанию, а не по нужде. Рождались уже и в те времена талантливые люди, способные понимать тонкости комедии, трагедии и подавать людям свой талант достойно.

Из шута в клоуны

Уже во времена Шекспира гаер был не просто шутом, веселящим народ. В пьесах автора он частенько играет уже более продуманную, серьезную, лирическую роль. Шут уже не просто кривляется, а музицирует, жонглирует и рассказывает стихи.

В русских боярских домах также работали гаеры. Они веселили гостей, смешили их прибаутками. При этом профессиональный гаер, который почитался в профессии и неплохо зарабатывал, уже не строил рожицы, дабы насмешить публику. Опытный шут в то время был довольно образованным человеком: знал стихи, читал пьесы, мог артистично рассказать анекдот и т. д.

Коверный клоун в качестве неотъемлемого персонажа программы утвердился в советском цирке, заменив традиционного Рыжего, выступавшего в паузах. Свое название - коверный - клоун получил от той первоначальной функции, которой ограничивалось его выступление. Он должен был заполнять паузы, когда разворачивали или убирали ковер, устанавливали артистический реквизит. Этот клоун мешал работе униформистов, сыпал на ковер опилки, прятал под полу пиджака, что-либо из реквизита и развлекал зрителей другими подобными шутками. А когда увозили с манежа тачку с ковром, он обязательно запрыгивал на нее или вскакивал на спину униформиста, толкавшего тачку. Таков был приблизительно "набор" его шуток и проделок, характерных для первых коверных.

Кончалась пауза - и коверный должен был покинуть манеж независимо от того, успел ли он закончить свою репризу. Такое неуважительное отношение к его выступлению диктовалось теми конкретными, узкими функциями, которые он выполнял в программе. Это, разумеется, ограничивало творческие возможности коверного. В дореволюционном русском цирке встречались, правда, и одаренные "ковровые" или "подковровые" клоуны, как их тогда называли (П. Брыкин, например, или В. Камбаров). Иногда способного коверного клоуны-буфф включали в свои антре. Лучшие артисты, выступающие в амплуа Рыжих у ковра, доставляли публике немало веселых минут. Постепенно интерес к забавному чудаку, к его проделкам все более возрастал. Положение его в цирке изменилось: коверный стал не только обязательным участником каждой программы, но и занял в ней ведущее положение. Его функции давно уже не ограничиваются только заполнением пауз. Вместо термина "коверный" на афишах пишут: "Весь вечер на манеже клоун..." и называют имя и фамилию артиста. Естественно, изменился и репертуар клоунов у ковра: от маленьких шуток до сюжетных пантомимических сцен, от юмористических интермедий до сатирических памфлетов, от пародий до лирических новелл - таков диапазон творчества сегодняшних мастеров клоунады. Теперь не коверные клоуны приспосабливаются к программе, а, случается, программу "привязывают" к их выступлению. И это закономерно: коверные - любимцы зрителей, их с нетерпением ждут на манеже. Сегодня коверные задают тон всему представлению.

Весь вечер клоун общается со зрителями, "подогревает" их интерес к программе, способствует наилучшему восприятию каждого номера в отдельности и программы в целом; он решительно влияет на эмоциональный настрой зрительного зала. Вот почему в нашем цирке коверные клоуны стали премьерами программы, а выступление наиболее талантливых из них часто приравнивается к аттракциону. Роль коверного клоуна высоко ценится и артистами, отлично понимающими, что от клоуна зависит атмосфера циркового спектакля в целом.

Маска современного клоуна в основном реалистична. Зритель смеется вместе с клоуном над его проделками, а не над ним, как это было в старом цирке. Однако этот так называемый бытовой тип клоуна утвердился не сразу - ему предшествовал длительный период эволюции, трудных поисков, огорчительных неудач и радостных находок. В 20-х гг. клоуны, увлеченные преобразованием циркового искусства, стали отказываться от традиционной маски Рыжего.

Однако новые образы пока еще не были найдены. Внимание артистов привлекли знаменитые персонажи кинокомедий. Их яркие типажи, снискавшие огромную популярность у зрителей, перекочевали с экрана на манеж. Маски Пата и Паташона, Гарольда Ллойда и Чарли Чаплина замелькали в цирке и на эстраде. Особенно "повезло" Чарли Чаплину, который появлялся во множестве программ. Но это, разумеется, была лишь бледная копия маленького бродяжки Чарли. Впрочем, очень скоро и сами исполнители поняли, что образ неудачника, грустного и смешного маленького человечка, сталкивающегося с социальной несправедливостью буржуазного общества, каким был Чарли, не соответствует положению коверного клоуна в советском цирке и не может выполнить возложенные на него задачи. Несоответствие между формой и содержанием заставило наших клоунов искать свои, оригинальные образы.

Одним из первых, кому удалось найти новые черты коверного, был П. А. Алексеев. В самом начале 30-х гг. на манеже Ленинградского цирка появился вечно спешащий бухгалтер Павел Алексеевич, в мешковатом костюме, с портфелем в руке. Этот забавный персонаж пользовался в Ленинграде огромной популярностью. Следом за П. А. Алексеевым отказался от маски Чарли Чаплина и молодой артист Михаил Румянцев. Он создал образ веселого проказника Карандаша, принесший ему всемирную известность. Костюм Карандаша близок к бытовому. И все же он отличает клоуна от сидящих в зрительном зале. Бытовизм обеднил бы образ клоуна, низвел его до человека из публики или превратил бы в театральный персонаж. Черный костюм Карандаша чуть-чуть не по размеру, сидит на нем мешковато. Ботинки также немного большего размера, но не огромные, как у буффонадных клоунов. Остроконечная шляпа несколько маловата, она как бы завершает своеобразный парик с копной волос сзади. А как гармонирует этот костюм с фигурой артиста!

Образ, созданный Румянцевым, удивительно соответствует индивидуальности артиста.

Чрезвычайно современен и по-своему интересен клоунский образ Олега Попова. Его творческая особенность метко определена эпитетом "Солнечный клоун", полученным им во время гастролей за рубежом и ставшим неотъемлемой частицей его имени. Яркие, своеобразные характеры создали и другие наши одаренные комики. Среди них Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Андрей Николаев, Генрих Ротман и Геннадий Маковский.

Среди стройных, сильных и ловких артистов, выступающих на манеже цирка, нескладная фигура коверного всегда выглядит особенно смешно. И это для него выигрышный контраст.

Коверный - универсальный артист. Он обязан владеть приемами акробатики, гимнастики, жонглирования, эквилибристики, уметь играть на музыкальных инструментах. В его клоунском арсенале и пародия, и гротеск, и эксцентрика, и реприза-слово, и реприза-действие. Подлинно универсальными артистами цирка можно назвать Константина Мусина, Константина Бермана, Алексея Сергеева, Геннадия (Генри) Лерри, Романа Ширмана. Каждый из них, прежде чем стать клоуном, участвовал во многих, различных по жанру, номерах. Например, Роман Ширман был комиком на батуте, выступал в групповом жонглерском номере и в номере музыкальной эксцентриады. Один из испытанных номеров в репертуаре коверного клоуна - пародия. Клоун пытается повторить только что выступавших артистов (акробатов, жонглеров, гимнастов), но все делает неумело, неуклюжего, чем вызывает смех зрителей. Но клоун и должен выполнять эти упражнения смешно, пародийно. Такова его задача. В конце концов он все же "осваивает" пародируемый трюк и исполняет ого с профессиональным мастерством, но в клоунской манере. Именно в этом и раскрывается характер персонажа.

Обращающийся к пародии коверный клоун должен владеть актерским мастерством, выдумкой, в совершенстве знать пародируемый жанр, в противном случае пародия превратится в имитацию, а комизм станет комикованием.

Пародия не единственный прием в палитре коверного. Клоун должен быть отличным мимом, так как многие его репризы бессловесны. Мимика - одно из основных выразительных средств клоуна. Мимикой можно сказать очень многое, иногда больше, чем словами. Круг тем клоунских пантомим чрезвычайно обширен, своеобразен и условен язык. Клоун "стреляет" из палки, и зритель верит в эту условность.

Талантливый артист с помощью мимики и жеста может убедительно передать сюжет сценки и донести ее основную мысль до зрителя. Действия клоуна в пантомимах должны быть логичны и предельно ясны. Если зритель сразу не поймет, что хотел выразить клоун, и должен об этом догадываться, значит, действия артиста недостаточно продуманы и не достигли цели. Многие коверные кроме мимики и жеста пользуются слоном. Однако клоун не может разговаривать обыденно, как в быту. У него особый, клоунский язык, особая интонация, своеобразный рисунок речи. У каждого хорошего клоуна свое произношение, свое индивидуальное владение словом, своя манера разговора. Артист должен знать законы и технику речи, владеть культурой слова. Некоторые коверные свое появление на манеже сопровождают каким-либо резким возгласом, произносимым часто фальцетом. Этот прием привлечения внимания к себе всегда вызывает веселую реакцию в зрительном зале.

В наше время творчество клоуна тесно связано с режиссером, хорошо знающим специфику клоунады. Пожалуй, ни в одном ином жанре цирка роль режиссера не имеет такого значения, как в этом. Создание клоунского образа, сценическое поведение, подбор репертуара - словом, все, что связано с выступлением клоуна, - требует внимания режиссера. Не случайно многие из учеников главного режиссера Московского цирка М. С. Местечкина, руководящего длительное время студией клоунады и воспитавшего таких ныне известных клоунов, как Ю. Никулин, М. Шуйдин, Ю. Котов, и других, будучи признанными мастерами, продолжают творческий контакт со своим воспитателем.

И в заключение следует сказать, что палитра комического не ограничивается жанром клоунады. Комические персонажи включаются в различные номера программы - воздушные полеты, гимнастику на турниках, в выступления велофигуристов. А сколько веселья вносят в номера забавные прыжки комиков на батуте и на подкидных досках! Однако в последние годы веселые персонажи встречаются в номерах все реже и реже. Такое "осерьезнивание" обедняет программы.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

В различных языковых диалектах слово «клоун» имеет абсолютно непохожие значения: например, мужик, деревенщина в латыни («колонус»); болван, дерзослов, шут в Англии; некультурный, болтливый парень в Исландии («клуни»); сорванец в Голландии; дубина, колода в Швеции («клун»); дурак в Дании («клунт»).


"Эволюцию" клоуна стоит начать с древнегреческих пиров. Именно в то время и появились деревенские шуты («комос»). Они веселили народ в деревнях, показывали пародии, смешили народ, шутили над прохожими, спорили (называлось это «агоном») и порой злобно язвили друг над другом.

Вскоре самые проворные стали называться «бомолохами» . Партнёром «бомолоха» был «бохвал». Первый был лидером, всё время выигрывал и часто обижал бохвала, а когда у него недоставало слов, он его бил. Весельчаки были деревенскими «колонус», а шутки бомолоха приобрели такую же форму и перекочевали Греции в Италию, и там продолжали называться колонус. Однако значение стало другим. Теперь это уже был человек с острым юмором, а не деревня.

Так как шуточки этих весельчаков были достаточно саркастические и высмеивали в людях плохие черты, а афинское правительство было очень демократично, оно нашло в шутках положительное влияние на моральный уровень людей. Вскоре оно решило популяризировать это начинание и стало приглашать шутников на выступления в театр. Тогда еще никто не мог подумать о том, что бы пригласить клоуна на дом .

Бомолохи привнесли в театр эстетику , карнавальный язык и выразительность средств. Комические приёмы их выступлений стали основой клоунады. Они использовали различный реквизит, ловкость рук, жонгляж, иллюзии, вместе со стилем народного спектакля. Но они противились общепринятым нормам, вели себя свободно, не ограничиваясь традиционными условностями, и вскоре это к появлению совсем другого героя - циркового персонажа. Он продолжил своё развитие параллельно с театральным. В то время представления назывались «мимейнами», что переводилось как подражание.

Артисты «флиаки» были очень акробатичны и динамичны, показывали различные комические падения. Ещё существовали «буффоно». Это были карикатурные типажи, которые носили гротесковую маску из грима на лице, пользовались несимметричными формами, широко раскрывали рты, брили голову наголо. Их одежды были яркими с разноцветными пятнами, различные шляпы-треуголки стали характерными признаками комедии масок в Италии. Сейчас их используют и современные комики.

«Гистрионы» стали предтечей циркового искусства. Они жонглировали подожженными палками, дышали огнём, придумывали иллюзионные механизмы для фокусов, тренировали голубей. Вскоре они разделились на жанры (трубадуры, акробаты, эквилибристы). В XIV веке они поделились на два больших класса: «аристократический» , в который входили танцоры и музыканты, и низший. Последний включал в себя акробатов, канатоходцев, иллюзионистов, клоунов. Все эти жанры и стали вскоре цирковым искусством.

В середине XVI года впервые появился «клоун» (мужик). Сценическим образом это название стало через двадцать лет. В своей одной и той же маске, он выглядел неуклюжим, смешным, наивным. Каждый его выход на сцену был не связан с сюжетом пьесы, режиссёры нарочно оставляли пробелы для остроумных шуток и трюков клоуна. Первые же цирки появились в Англии и Франции, как раз в это время.

Седьмое июля 1782 года ознаменовалось появлением первого стационарного цирка во Франции (пригороды Парижа). Он назывался « Английский амфитеатр предместья Тампль». Его строительством занимались англичане, хозяином цирка был Филип Астлей. Известно так же и имя первого комика. Его звали Билли Саундерс, он показывал представления с дрессированными собаками.