Ошибки при употреблении причастий и деепричастий. Использование в речи причастий и деепричастий. Ошибки при употреблении причастий и деепричастий Не зная броду

«Русский «Причастие»» - Вставьте нужные причастия. Найдите словосочетания. Знакомство с причастием. Собака. Причастие. Составьте по картинке несколько предложений. Просклоняйте имя прилагательное. Кошка. Посмотрите на котят. Суффиксы причастий.

«Образование и правописание причастий» - Действительные причастия настоящего времени. Глагол. -Нн-. Запомни. Действительные причастия прошедшего времени. Полная или краткая форма. Страдательные причастия прошедшего времени. Причастие. Правописание причастий. Правописание суффиксов причастий. НЕ с причастиями. Образование причастий.

«Причастный оборот» - Причастный оборот и его синтаксические синонимы. Цветок, который издает удивительный аромат. Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома. Игра, которая заставляет думать. Который изучает – изучавший. Написать небольшой рассказ. Человек, относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо.

«Краткая форма страдательных причастий» - Активные конструкции. Взятый кредит. Язык делового общения. Будущее время. Пассивные конструкции. Прочитайте словосочетания. Конструкция. Формирование знаний. Вопросы для самопроверки. Страдательные причастия. Сотрудники уважают своего начальника. Университет. Причастия настоящего времени. Время. Окончания.

«Признаки причастия» - Эйфелева башня. Утренний час. Школа. Отличительные признаки причастия. Повторение теоретических сведений. Гимнастика для глаз. Паровозик. Проверка теста. Археологические раскопки. Отличительные признаки. Весёлые физминутки. Причастие.

«Причастие и деепричастие в русском языке» - Русский язык. Белеющие поля. Поля. Серебряная сказка зимы. Исправьте ошибки в предложениях. Леса, недавно столь густые. Иней. Прозрачный лес. Причастия и деепричастия в речи. Я вспомнил. Холодная ночь. Роль причастий в речи. Деепричастия в речи.

Всего в теме 32 презентации

Урок русского языка в 6 классе.

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Красноармейское

Листрова Тамара Викторовна.


1.Повторить и обобщить теоретические сведения о причастии и деепричастии.

2. Научиться конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотом, уметь использовать их в своей речи.

3. Уметь орфографически и пунктуационно правильно оформлять письменную реч ь.



Портрет причастия

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола(вид, время, возвратность) и признаки прилагательного(род, число, падеж), отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?

Зависит от существительного или местоимения.

Суффиксы Наст. вр. –ущ- ющ,ащ-ящ; ом-ем-им.

Прош. вр. Вш, ш, енн, нн, т.

В предложении является определением или сказуемым.


Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии глагола, отвечает на вопросы Как? Каким образом? Что делая? Что сделав?

Сочетает в себе признаки глагола(вид, возвратность) и наречия(неизменяемость).

Зависит от глагола.

Суффиксы: а- я, вщи, ши, учи- ючи.

В предложении выполняет роль обстоятельства.


узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

деепричастие




Серебряная сказка зимы.

Поля, занесенные снегом, блестят от яркого солнца.

Переплетенный лентами следов лес кажется волшебным покрывалом.

В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями, создает картину серебряного ожерелья.


Холодная ночь раскинулась над лесом, занесенным снегом.

Деревья оделись в белые шубы, сверкающие на ярком солнце.

А на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.




Блестя на солнце, снег лежит;

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу…


Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и проч ., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

А.С.Пушкин


« Не то, не то,- раздраженно проговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам …надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая …»Да, выходило гораздо живописнее.

«Звеня и подпрыгивая»

дорисовывает

движение.

Д.В.Григорович.


Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.

Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости.

Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.


1.Внимательно рассмотрите картинки, которые будут перед вами, запишите ваши впечатления от просмотра.

2. Напишите сочинение

«Зимняя сказка леса».

3. Проверьте свою работу.










узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

Какова роль причастий и деепричастий в речи?

деепричастие

Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и степень грамматической полноты предложения в немецком языке. Основные типы распространённых предложений. Особенности функционирования и эквивалентность обособленных оборотов. Различия между обособленными инфинитивными и причастными оборотами.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2015

    Типы грамматических расхождений между языками. Передача грамматических явлений английского языка, не имеющих формальных соответствий в русском языке. Особенности перевода абсолютных причастных оборотов и препозитивных атрибутивных словосочетаний.

    презентация , добавлен 22.12.2013

    Определение роли различных частей речи. Проблема универсальности их природы. Во всех ли языках выделяются части речи и одинаков ли их набор во всех языках. Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых. Роль частей речи в русском языке.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Правила правописания причастий в русском языке. Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных и их производных. Написание гласных в суффиксах причастий. Правописание НЕ с причастиями. Примеры правописания Е, Ё после шипящих в суффиксах.

    презентация , добавлен 25.12.2010

    Изучение употребления устойчивых оборотов речи в русском языке. Классификация фразеологических единиц, характеризующих социальное положение человека по степени слитности. Структурно-семантический анализ отобранных из словаря фразеологических оборотов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Теоретические основы исследования слов категории состояния как самостоятельной части речи. Основная проблематика учения о процессах переходности на уровне частей речи. Анализ категории состояния как самостоятельной части речи в современном русском языке.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2017

    Функции предложений с однородными членами в юридической речи. Параллельные синтаксические конструкции и их функции. Ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов в управлении при однородных членах. Конструкции с отглагольными существительными.

    Урок по теме

    «Роль причастия и деепричастия в тексте»

    Учитель русского языка и

    литературы МОУ СОШ № 13

    Флягина Т.В.

    Учебные цели урока:

      формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях причастия и деепричастия;

      организовать наблюдение за использованием глагольных форм в текстах различных стилей;

      тренировать учащихся в проведении морфологического разбора.

    Воспитательные цели:

    воспитывать чувство любви к родине;

    воспитывать эстетический вкус у детей на примете известных произведений живо-

    Задачи урока:

      уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи;

      развивать коммуникативные навыки.

    Оборудование:

    • дидактический материал;

      репродукции картин В.Д.Поленова

    1.Вступительное слово.

    Сегодня мы поговорим об изобразительно-выразительных возможностях глагольных форм в текстах различных стилей.

    В качестве материала для наших исследований я подобрала тексты о родной при­роде и картины русских художников, изображающих её красоту и самобытность.

    Гоголь сказал: «Человек идет рядом с природой, с временами года, он соучастник и собеседник всего, что совершается в творении».

    Как вы понимаете эту фразу? (Человек и природа неразрывны. Природа радует глаз человека, дает ему пищу, вдохновляет на творчество. А человек восхищается природой, воспевает ее).

    Красоту родной природы можно нарисовать не только красками, но и словами, синтак­сическими средствами. Этим мы сегодня и займемся.

    Перед вами картина В.Д.Поленова «Золотая осень».

    1) С какими картинами этого художника вы уже знакомы? «Московский дворик»

    Вот ещё одна не менее известная его картина «Заросший пруд».

    2 . П роверка домашнего задания.

    Вашим домашним заданием было составить несколько предложений с использованием причастий и деепричастий. Завтра нам с вами предстоитписатьсочинение по этой картине, а сегодня мы послушаем рабочие материалы, подготовленные вами.

    Ученики, читают, называя причастные и деепричастные обороты.

    2)Какой тип речи используется в этих предложениях? Описание.

    3)Какую роль играют причастия в предложениях? Они делают описание ярким, динамичным, выразительно описывают состояние природы.

    3. Отредактировать текст

    У вас на столах лежат отпечатанные тексты, в которых нужно заменить предложения
    с однородными сказуемыми и сложноподчиненные предложения предложениями с при-
    частными и деепричастными оборотами, а также сделать орфографический анализ текста.

    Помните, каким шумным был лес весной и летом?

    Теперь он стоит перед нами, застыл в какой-то таинственной тиши, (застыв, д/о)
    Кругом чернеют берёзы, которые лишились листвы. (лишившиеся, п/о)
    Шустрые синицы возят(ь)ся в сучьях и тихо попискивают.(попискивая, д/о)
    От деревьев, которые освещены косыми холодными лучами, ложатся длинные тени на
    снегу. (освещенные, п/о)

    Но даже в этой т.. .шине и холодности есть своя прелесть!

    4) Какие изменения внесли в предложения причастия и деепричастия?Деепричаст­ный оборот характеризует основное действие, дорисовывая его.

    Предложения с причастными оборотами стали образнее, красивее, чем сложноподчинен­ные предложения, выразительно и точно описывают состояние природы.

    5) К какому стилю речи относится этот фрагмент текста?(художественный)

    Синтаксический разбор предложения ( 4 предложение)

    Морфологический разбор слова «освещенных»

    Взаимопроверка разборов.

    4 . Наблюдение за научным текстом.

    А теперь прочитаем еще один текст.

    Деепричастие - это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основ­ном действии, выраженном глаголом.

    В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.

    Деепричастие не изменяется.

    Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

    В предложении деепричастие является определением.

      Нет ли у меня ошибок в формулировке правила?

      Определите стиль речи этого текста. (научный)

      Назовите особенности.(точность, безобразность, наличие научных терминов).

      Какую роль играют здесь причастия?Они сжимают информацию, которая в сл/подч. предложении излагается не так лаконично.

    5 . Наблюдение за употреблением фразеологизмов в разговорной речи.

    10) Как называются сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь
    слово, не изменяя значения этих сочетаний?

    Не разгибая спины; повесив нос;

    положа руку на сердце; засучив рукава;

    сломя голову; скрепя сердце;

    сложа руки; затаив дыхание;

    11)Для какого стиля речи характерно их употребление?(для разговорной, большая часть фразеологизмов имеет яркую, эмоционально-экспрессивную окраску, некоторые шутливую, ироничную)

    Хочу напомнить, что никогда не обособляются фразеологические обороты, включающие деепричастия.

    Составить предложения с двумя фразеологизмами.

    Все засучив рукава принялись за дело.

    На тренировку она мчалась сломя голову.

    Эту редкую книгу мой друг отдавал мне скрепя сердце.

    6.Работа с учебником . Выполнение упр. 691.

    12)С помощью каких языковых средств художник создает картину русской зимы?Дееприч. Они создают движение, показывают смету картин деревенской жизни.

    7.Проверка индивидуального задания.

    Некоторые ребята получили индивидуальное задание: они доказывали, что вне предложе­ния и словосочетания нельзя установить, какими частями речи являются словасев, устав, пошив.

    Сев в такси, девушка нервно посмотрела на часы.

    Сев озимых хлебов в этом году начался гораздо позже обычного.

    Устав от повседневных забот, мама прилегла отдохнуть.

    Устав воинской службы - закон для военнослужащих.

    Пошив себе новые сапоги, чиновник гордо шёл по улице в обновке. Пошив и ремонт верхней одежды - очень трудоёмкая работа.

    Это слова, совпадающие по звучанию в отдельных формах.

    8.Выводы.

    Сегодня мы наблюдали за использованием глагольных форм в различных стилях речи.

    Какиевыводы о роли причастия и деепричастия в текстемы можем сделать?

      Причастия делают описание ярким, делают речь живой и образной художественном стиле).

      Причастия дают точную, лаконичную характеристику предмету, сжимают информацию (в научном стиле).

      Деепричастия дорисовывают основное действие, выраженное глаголом, придают на­строение ему (в художественном и публицистическом стиле).

      Деепричастные обороты в составе фразеологизмов придают яркую, эмоционально-экспрессивную окраску предложениям (в разговорном стиле иногда шутливую, ироничную)

    9.Домашнее задание . Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Заросший
    пруд». Составить план,по которому вы будете писать сочинение.






    Виды исследования на уроке Наблюдение за ролью причастий и деепричастий в художественных текстах Конструирование предложений Создание минитекстов с предложенными словами и словосочетаниями Работа с фотографиями пейзажей Индивидуальная работа по карточкам Написание лирической миниатюры


    Зима в стихотворениях русских поэтов Прочитайте тексты. Найдите в них примеры употребления причастий и деепричастий Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром Афанасий Фет Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она… Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Сергей Есенин Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна…


    « Хрустальный звон » В. Астафьева Вышел утром на берег реки, а по ней звон, тонкий - тонкий, еле уловимый. Не сразу понял, в чем дело: река уходила в зиму высокая, прибрежные кусты затоплены, ночью ударил заморозок - вода « подсохла », - и на всех веточках, на побегах тальников и на затопленной осоке настыло по ледышке. Висели они колокольцами над водой, струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва внятно, а когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река начинала искрить из конца в конец. … Чуть слышный хрустальный звон раздавался кругом, россыпь искрящихся колокольчиков над берегами – голос грустного предзимья по всему небесному миру. Задание Найдите в тексте лирической миниатюры причастия и причастные обороты и определите их роль


    Дидактические материалы Составьте предложения, используя данные слова и словосочетания: Порхающая с ветки на ветку птичка, усыпанная снегом аллея, блистающие искорки на серебристом инее, в разбушевавшейся метели, стеклянный звон, туманный лик луны, непроходимый лес, искрящийся на солнце снег, укрыв снежным одеялом. Конструирование предложений по данным схемам Ι Ι, X. X, Ι Ι,..., и …, Ι._._._._._. Ι, …. Ответьте на вопросы: Какого цвета сегодня небо? Какое солнце? Как еще можно об этом сказать? Подбор ассоциативных понятий к слову зима Какие слова вспоминаются, когда вы слышите это слово? Какие из них причастия и деепричастия?




    Орфографическая и синтаксическая работа В чернеющ.. м лесу, шумящ.. м потоком, устремляющ.. гося потока, о льющ.. мся дожде, задымивш.. ся речку, закрасневш.. ся зари, у волнующ.. ся озера, колеблющ.. мся ветерком, встречающ.. ся льдинами. Блестящий снег, укрывший землю, скрипит под сапогом моим.(Синтакс. разбор) 1. К реке сбегает тропинка едва видимая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаряемая луной. 3. Шелестит камыш чуть колеблемый ветром. 4. Чьи - то голоса слышимые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Вдали стоял почти невидимый лес. 6. Тень колеблемая ветром то укорачивалась то удлиннялась.7. Лес запорошенный снегом одиноко стоял до весны. (Графически обозначить причастные обороты).


    Подведение итогов В ТЕЧЕНИЕ УРОКА БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ: НАБЛЮДЕНИЕ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕКСТАМИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ В НИХ РОЛИ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ, РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ МИНИАТЮР, ПОВТОРЕНИЕ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СХЕМАМ. Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру по данному началу. (Вот и дождались мы снега. Он выпал …)