В каком сезоне битвы экстрасенсов был пахом. Пахом в битве экстрасенсов – что это за персонаж? Что расскажет гороскоп об экстрасексорных способностях Сергея

Скандально известный и эпатажный человек Пахомов Сергей (он же Пахом Юродивый или Дед Пахом) имеет биографию, которая наполнена множеством неординарных событий. Актер, художник и музыкант решил продемонстрировать свои экстрасенсорные способности в шестнадцатом сезоне «Битвы экстрасенсов» на ТНТ. У многих он сразу же вызвал недоверие и усмешку. Но, несмотря на свой неоднозначный подход, Сергею удалось пройти многие сложнейшие испытания телешоу.

От игры на скрипке до психбольницы

Сергей Игоревич Пахомов - коренной москвич, родился в 4 ноября 1966 года в семье биолога. С самого детства в его жизни происходили необычные и иногда комичные события.

Так, например, сам Сергей рассказывал, что в возрасте пяти лет родители отдали его в музыкальную школу, где он обучался игре на скрипке. Но до конца освоить инструмент мальчику не удалось, потому что его мама по дороге на занятия упала прямо на его скрипку и сломала ее. С тех пор играть Сергею было не на чем, и он прекратил обучение.

Следующим увлечением мальчика стала живопись, которой в начале 1980-х годов Сергей Пахом занимался сразу в двух учреждениях: детской художественной школе, а затем в Московском художественно-педагогическом колледже технологий и дизайна (МХПКТиД). Для себя Пахом выбрал нестандартные направления - иконопись и русский фольклор.

Незадолго до окончания колледжа Сергея призвали в армию и хотели отправить на службу в Афганистан. Однако, после прохождения призывной комиссии молодой человек отправился не в армию, а в психоневрологическую больницу, где проходил принудительное лечение.

Живопись, кино и журналистика

После выхода из лечебного учреждения Сергей начал заниматься борьбой и музыкой, продолжил карьеру художника. Постепенно в живописи он перешел на арт-хаус и современное искусство.

Многие свои работы художник выставлял на выставках в США и Европе. Также за границей он изучал новые техники под руководством известных мастеров.

В 1990-х годах Пахом начал сниматься в андеграундных фильмах разных режиссеров. Среди них:

  • Светлана Баскова (картины «Кокки - бегущий доктор», «Зелёный слоник» и «Пять бутылок водки»);
  • Валерия Гай Германика («Краткий курс счастливой жизни», «Школа» и «Майские ленты»).

В общей сложности Сергей Пахом получил роли в 14 фильмах.

Также он успел попробовать себя в журналистике (он работал арт-директором в журналах Elle, «Elle Декор», Marie Claire) и в комическом искусстве (выступал со скандальными монологами в жанре стендап-камеди под псевдонимом Дед Пахом).

Личная жизнь

О своей личной жизни сам Юродивый рассказывал не так много. Да и имеющиеся данные из биографии Сергея Пахомова часто противоречили друг другу.

К примеру, в одном из интервью 2007 года Сергей заявил, что у него нет жены, но есть приемный сын Иван. Потом он рассказывал прессе, что состоит в законном браке и имеет двоих сыновей.

В 2013 году выяснилось, что скандальный актер и экстрасенс все-таки женат на Елене Токаревой, которая ранее занимала пост главного редактора в издании «ELLE Декор». Также у него двое сыновей, один из которых действительно является приемным.

Дар экстрасенса

По словам Сергея, экстрасенсорный дар пришел к нему еще в детстве. Сначала мальчик пугался галлюцинаций и видений, с которыми сталкивался часто. Но позже он понял, что свой необычный дар можно использовать в жизни.

Постепенно он научился управлять своими способностями и Когда близкие люди рассказывали мальчику о своих бедах, он впадал в состояние транса и начинал говорить вещи, непонятные ему самому.

Но спустя время окружающие осознавали, в чем заключался смысл пророчеств маленького Сережи, и понимали, что слова ребенка действительно способны помочь найти решение их проблем.

В биографии Сергея Пахомова был момент, когда он пытался избавиться от своего дара, забыть о нем, но потом осознал, что от этого ему становится только хуже. Тогда Сергей окончательно принял свою необычную способность.

Как говорит сам экстрасенс, его техника работы схожа с буддистской, требует полного расслабления и погружения в себя.

На время Пахом словно утрачивает собственную волю и не контролирует себя, впадая в транс. «Я делаю так, как велят мне высшие силы. Иногда мои поступки и слова могут кого-то пугать или смущать. Но я таков, какой есть», - говорит Сергей.

Участие в «Битве экстрасенсов»

Чтобы проверить свои экстрасенсорные способности, Сергей Пахомов решил участвовать в «Битве экстрасенсов» на ТНТ. В результате запомнился как один из самых неоднозначных и эксцентричных участников шестнадцатого сезона. Зрителям этой передачи он стал известен как Пахом Юродивый или Дед Пахом.

Псевдоним «Юродивый» Сергей взял себе не зря. Ошибочно считать, что юродивые всегда являются людьми с психическими отклонениями или болезнями. В XV-XVII вв. было распространено такое явление как «юродство Христа ради».

Его приверженцами были монахи, которые добровольно отрекались от мирских традиций и ценностей, ходили нагишом и изобличали пороки общества. К такому же способу противостояния общепринятым рамкам пришел и Сергей. Выходя за грань общедозволенного, он ассоциировал себя с юродивыми.

Как утверждает Сергей, ранее он не смотрел ни одного выпуска шоу «Битва экстрасенсов», а заполнить анкету участника его буквально вынудили друзья, знавшие о необычных способностях Пахома.

Чтобы успешно проходить испытания шоу, Пахому каждый раз приходилось впадать Его поведение вызывало неоднозначную реакцию и злобные ухмылки скептиков, которым было сложно поверить в то, что перед ними экстрасенс, а не клоун или сумасшедший.

Действительно, Пахом Юродивый вел себя более чем странно: прыгал, кряхтел, бегал трусцой по съемочной площадке, стоял на одной ноге наподобие цапли. Но успешно проходил все испытания, начиная с самого первого отборочного задания, во время которого участники должны были найти, в багажнике какой из машин на парковке был спрятан человек.

Получая информацию от таинственных сил, экстрасенс впадал в транс, похожий на некий странный ритуальный танец.

Почему покинул проект

Благодаря своим способностям и эксцентричному поведению, Пахом очень быстро заслужил любовь аудитории. А вот со съемочной командой взаимоотношения у Юродивого не сложились. Говорят, что за время съемок он успел переругаться практически со всем коллективом и своими

В итоге Пахом покинул проект по собственному желанию. «Я ушел с «Битвы», потому что выработал себя. Если бы я продолжил участие дальше, то мог бы превратиться в тряпичную куклу, что лично меня бы не устроило», - рассказал впоследствии Пахом зрителям на одном из своих выступлений.

Можно ли попасть на прием

После «Битвы экстрасенсов» Сергей Пахомов не ведет практику и не принимает людей, нуждающихся в экстрасенсорной помощи. Ничем подобным Сергей не занимался и до участия в шоу. Официального сайта и страниц в социальных сетях у Пахома Юродивого тоже нет, а все имеющиеся группы и личные страницы - лишь фейки, созданные мошенниками.

Многие до сих пор считают, что участие в шоу стало очередным перформансом со стороны Пахомова. В этом скептиков убеждает также и тот факт, что после ухода Сергея с телепередачи, он больше не использует свои экстрасенсорные возможности для помощи людям. Но у Пахома Юродивого появилось немало поклонников, которые до сих пор ищут возможность связаться с экстрасенсом.

Выступал Пахом в Музее современного искусства «Эрарта» с программой «Спасительный крик», и публика, пришедшая на него, разделилась на два противоположных лагеря.

Первый, побольше, - это молодежь, которая знает Пахома благодаря «Зеленому слонику» - фильму, снятому в 1998 - 1999 годах на любительскую камеру в так называемом «мусорном» жанре и обретшему невероятную популярность в соцсетях из-за стеба над табуированными темами. А вторая часть аудитории, пришедшая на выступление Пахома в Петербурге, - это зрители ТНТ, знающие артиста как очень сильного экстрасенса, участвовавшего в 16-м сезоне «Битвы» и с успехом проходившего все испытания, а потом внезапно покинувшего проект по своему желанию.

Сразу скажем, что те, кто прочел на афише «Коррекция судьбы криком. Уникальная техника Деда Пахома» и, купив билеты по цене от 400 до 1000 рублей, пришел в «Эрарту» в надежде на чудо, были разочарованы. Хотя, может, чудо все-таки и произошло, потому что вера в экстрасенсов пошатнулась.

Дед Пахом (хотя, по меркам Карлсона, он вовсе не дед, а мужчина в самом расцвете сил - Сергею Игоревичу всего 49 лет) начал свое выступление так:

Организаторы мне сказали, что в зале очень много женщин бальзаковского возраста. Я вас очень прошу, передавайте мне записки, а я буду на них отвечать.

И пока зрители думали, что бы такое спросить у Пахома, артист вместе со своим партнером по сцене Алексеем Борисовым, который отвечает за музыкальную атмосферу, приступил к своему перфомансу. Начал он с автобиографической минималистической пьесы «Курлык. Начало».

Первый «курлык» я издал во время съемок «Зеленого слоника», ставшего фильмом целого поколения, чему я очень удивлен. Тот «курлык» был спонтанный, рожденный молодостью, чувственностью и некой ошпаренностью. А второй мой «курлык» был осознанным, он случился через 20 лет там, где люди разговаривают с миром тайны (речь о «Битве экстрасенсов». - Прим. ред.). Издал я второй «курлык», чтобы люди подумали, что я человек последовательный, и чтобы все поняли, что глупость поступательно захватывает мир, - рассказал Пахом.

По его словам, второй «курлык», произнесенный на «Битве экстрасенсов», стал очень публичным и полюбился всему честному народу. Но для тех, кто в теме, кто смотрел «Зеленого слоника», этот «курлык» поставил очень актуальный вопрос: как может быть экстрасенсом человек, евший перед камерой свои испражнения?

Собственно, такой вопрос Пахому был задан в одной из записок. А ответ на него артист дал такой: «А почему говноед не может быть экстрасенсом? С другой стороны - чтобы стать экстрасенсом, нужно быть говноедом, так?». Большая часть зала, состоящая из поклонников «Зеленого слоника», растащивших этот фильм на интернет-мемы, ликовала, а другая начала мысленно собираться покинуть «Эрарту».

Затем Пахом музицировал на белом рояле, назвав испускаемые инструментом не очень стройные звуки оздоравливающими. Потом радовал публику цитатами из все того же фильма Светланы Басковой «Зеленый слоник», а также картины «Пять бутылок водки», рассказывающей о закулисной жизни столичного бара.

Вот сомневаюсь, отношусь ли я к дамам бальзаковского возраста, но спросить хочется. Интересует вопрос о моем здоровье, но задам другой: человек может влиять на свою судьбу или все в руках Божьих? - прочитал Пахом одну из записок.

Пахом ответил, что здоровьем своим надо заниматься, прислушиваясь к нему лет с 25, а что касается судьбы, то человеку дано очень мало… Он заявил, что только коллективное может спасти людей от деструкции, призвал объединяться в «секты», которые по сути своей являются семьями, порассуждал об умалишенных, рассказал, что не пьет уже четыре года, опять вспомнил про «Зеленого слоника», потому что большая часть публика этого требовала. А последний вопрос от зрителей, пришедших на экстрасенса, а не на артхаусного артиста, касался причин, по которым Пахом добровольно покинул проект ТНТ.

Участвовал я в «Битве экстрасенсов» сознательно, потому что, во-первых, думал, что мне есть что рассказать, а во-вторых, полагал, что со своим подсознательным сценарием смогу внедриться в уже готовый. Я понял, что «Битва экстрасенсов» - единственное место, где можно, не стыдясь, говорить о таких вещах, как добро, любовь, помощь, сострадание, забытых в телевизионном формате. И я ушел с «Битвы», потому что выработал себя. И если бы я остался, то превратился бы в тряпичную куклу, что меня лично не устраивало бы, - сказал Пахом. - Но я рад, что меня полюбили зрители.

А затем артист принялся исполнять свои песни: «Жизнь - веселый карнавал», нечто не очень приличное про борщ любви и многое другое в том же стиле. Публику, которая шла на арт-деятеля, Пахом и Борисов действительно «прокачали», других насмешили, третьих озадачили… Но шоу явно не оставило никого равнодушным, судя по

19 сентября на канале ТНТ стартовал 16-й сезон одного из самых рейтинговых российских реалити-шоу «Битва экстрасенсов». Одним из новых участников проекта неожиданно стал — артист, художник и мастер экстремального стэнд-апа. Ценителям андеграундного российского кино он также знаком по фильмам «Пять бутылок водки», «За Маркса», «Голова» и, конечно, «Зеленый слоник» — герой Пахомова из этой картины уже давно стал источником бесконечных мемов в интернете. На сей раз Сергей выступил в новой для себя роли экстрасенса и моментально вырвался в фавориты «Битвы». «Газета.Ru» связалась с артистом, чтобы выяснить, как произошла эта метаморфоза.

— Как вы оказались в «Битве экстрасенсов»?

— С одной стороны, я решил опровергнуть миф, существующий в массовом сознании, о том, что ни на какую передачу нельзя попасть простому человеку. Я прочел в интернете, как это делается, сходил на отборочные встречи, заполнил анкету и в итоге попал в состав участников на общих основаниях. С другой стороны, надо же было куда-то приложить свои способности — тем более что я уже давно к этому стремился. В общем, выбрал программу по профилю. Экстрасенс идет к экстрасенсам, верно?

А я не только экстрасенс, но и выступать люблю — вот и пошел на телевидение.

— Но ведь у вас уже есть популярный образ благодаря роли в фильме Светланы Басковой «Зеленый слоник», в котором вы много нецензурно выражаетесь, едите фекалии…

— Так «Зеленый слоник» — это тоже магическая практика! Если мы рассматриваем социальные правила как реальность — нельзя жрать говно, нельзя говорить об этом, — то любое осмысленное разрушение этой реальности и есть магия. Пощечина общественному вкусу — это магия, выход к другим формам восприятия.

«Зеленый слоник» опередил свое время и сейчас постепенно с ним смыкается — как музыка Баха, которую сравнивают с огромным акведуком из прошлого в будущее.

Разумеется, какие-то смелые проекты всегда вызывают у людей резкую реакцию. Именно поэтому в перформансах я использую грязноговорение, какие-то провокационные вещи. При этом я люблю сочетать, сталкивать это с какими-то наивными, искренними вещами, с красивой музыкой. В некотором смысле то же самое происходит и сейчас, когда привычный образ сталкивается с тем, что зрители открывают меня в новом качестве.

— Считается, что «Битва экстрасенсов» — это подставное, срежиссированное шоу. У вас не было таких подозрений, когда вы шли на кастинг?

— Вообще, зрителей «Битвы экстрасенсов», на мой взгляд, принято недооценивать, хотя они намного внимательнее и энергетически сильнее недоброжелателей и кликуш, которые поливают программу грязью. Я же верю в людей, люблю их и уверен, что они сами разберутся, верить ли тем, кто говорит, допустим, о том, что я на самом деле мерзкий говноед из «Зеленого слоника», а не добрый дедуля Пахом. Они увидят, что и здесь, в «Битве», и там была одна и та же мощная доброта. Что же касается передачи, то никакой подставы нет: я прихожу на испытания и только на самой съемке, когда ведущий объявляет задание, узнаю, о чем пойдет речь.

Ритуал, которым по факту являются правила проекта, сам по себе ценен, поскольку уже стал частью реальности.

Правдивость тут очень важна, важен момент взаимодействия с человеческими судьбами, который мне в данном случае понятен и близок. В отличие, например, от хоккея и футбола, которые я не смотрю, потому что совершенно не понимаю, хотя и ценю любовь к ним окружающих. Кроме того, сомнения публики в правдивости, по-моему, только делают программу интереснее — этим принципом я руководствуюсь и в своих перформансах. Я вообще враг однозначности.

— А как давно у вас проявились сверхъестественные способности?

— Ну, началось все с детских галлюцинаций, совпадений, попаданий, каких-то шоковых состояний… Позднее, когда люди делились со мной своими бедами, я проникался их горем и давал какие-то странные, дикие советы, которые и сам не мог объяснить, но тем не менее это помогало справляться с проблемами. Я долго пытался объяснить эту силу, но в итоге просто принял как есть и стал с ней работать. Мои техники предполагают полное рассредоточение, абсолютную утрату воли, мне становится абсолютно все равно — это такое почти буддистское состояние. Когда я впадаю в транс, то уже не могу объяснить, как, что и почему ко мне приходит, просто понимаю, что надо сделать то-то и то-то. Мне, кстати, кажется, что это состояние очень в духе того времени, в котором мы живем. Сегодня ведь ушел большой стиль, нет идеологий, нет ценностей, зато есть множество точек зрения по любому вопросу и каждая из них в той или иной мере верна.

Исчезло разделение на правду и неправду — вполне можно допустить и то, что Земля стоит на трех китах, и то, что на время сна человек умирает.

В общем, мировоззренческое стало дробным. В современном мире, по-моему, одновременно существует вообще все: и чудеса, и суровая реальность, и реальность объективная, которая к людям относится, скажем так, отстраненно. А значит, надо просто делать то, что хочешь, иррационально. В то же время созрела потребность в новой культуре, новой деятельности, в преображении каком-то. Этим я и занимаюсь, мне очень нравится встраиваться в реальность таким образом.

— Вас привыкли воспринимать как художника, актера, перформера. Эта деятельность для вас тоже как-то связана с экстрасенсорикой?

— Конечно, занятия искусством — это и есть магия. Ведь я обладаю какими-то способностями не потому, что я художник, а, наоборот, я, скорее, художником стал именно благодаря своим способностям. В своих перформансах я тоже прибегаю к трансовым практикам, делаю то же самое, что и в эфире «Битвы». Логическая система в эти моменты выключена, я впадаю в состояние такого контролируемого безумия, наблюдая за собой со стороны. Управляю своей бессознательностью, не снижая ее градуса.

Я называю это состояние Чувством Ошпаренности, из которого я всегда выходил совершенно другим.

Собственно, на телевидение я пошел в том числе и из-за того, что мне захотелось проверить эту практику контролируемого транса в каких-то других условиях.

— То есть принципиальной разницы в роде деятельности между сценой и экраном для вас нет?

— Да, верно. Я вообще так всю жизнь живу, доверяю своему трансу. Для некоторых моя жизненная траектория выглядит наполненной бесстрашием и случайностью. Я не сотрудничаю ни с какими институциями, не хожу проторенными дорожками. У меня есть принцип, что я берусь за любое интересное мне дело и делаю его хорошо. С этим связана и моя популярность — ведь это тоже странное, чудесное явление, учитывая, что я нигде этому не учился. Я считаю, что ничто не может помешать мне заниматься тем, чем хочется. Грубо говоря, я уверен, что мог бы стать хорошим журналистом, даже если бы был глухим и не умел ни читать, ни говорить.

В наше время это вполне возможно. Мне кажется, что люди вообще все наделены какими-то способностями, но они отказывают себе в них, поскольку им навязана некая понятийная система, логика, с которой я никогда в дружеские отношения не вступал.

Мне всегда ближе были абсурд, странность, транс, экстаз. России, русской культуре вообще свойственно все это, это и есть русская стихийность, о которой часто говорят.

Наша страна управляется как раз всеми этими законами — странными, иррациональными, — а не законами доллара, рынка, нефти. Поэтому я уверен: чтобы стать личностью, надо прислушиваться к себе, уметь услышать исходящий изнутри язык и уже на нем общаться с внешним миром. Тогда появится особенный взгляд на мир и мир вокруг начнет двигаться.

— Ну и в заключение должен спросить: что вы собираетесь делать дальше, после окончания участия в проекте? Вернетесь к перформансам?

— А я понятия не имею. Любые стратегии, любое программирование — это, по-моему, всегда смешно. Мое сознание находится в состоянии полулевитации, поэтому меня, кстати, и молодежь любит, которой чужда заскорузлость. Раньше я иногда мечтал — так все будет или иначе, а сейчас, уже лет десять как, перестал мечтать вообще. После «Битвы экстрасенсов» я, может быть, запишу новый альбом или еще что-нибудь сделаю, не знаю.

Главное, чтобы это помогло мне понять, почувствовать, в каком мире я живу, потому что он устроен так сложно, что с ума можно сойти.

Поэтому и надо постоянно действовать, иначе можно засохнуть и сгинуть в проклятую пустоту.

Фотография: Иван Кайдаш

Вы, должно быть, слышали: Сергей Пахомов, художник, музыкант, актер, арт-директор, мем и просто незаурядная личность (как он сам говорит, «… проссышь, кто я»), теперь еще и юродивый экстрасенс Дед Пахом. Сергей пришел на ТНТ на шестнадцатый сезон «Битвы экстрасенсов», прошел ряд испытаний и добровольно покинул программу, уступив место дуэту Иоланты и Россы, против которых проголосовало жюри. Под прицелом камер Дед Пахом объяснил свой поступок желанием сделать доброе дело. За шесть серий Пахома узнали в лицо порядка десяти миллионов россиян - рейтинги шоу сравнимы разве что с показателями новогоднего поздравления президента. Пахом рос в неполной семье. Отец, профессор-микробиолог, расстался с мамой, когда Сергей был еще ребенком. В детстве у Пахомова были галлюцинации и видения, он мог проплакать шесть часов от одной мысли о смерти матери. «А у меня все переживания в жизни были. Я что подумаю, то и переживаю. Когда ребенок один в семье, это говорит о болезненности. Я все пытаюсь эстетизировать, ее в том числе. Это хороший инструмент для познания мира: через страдание, через психоз. Но болезненность у меня всегда на грани маскарада, что важно. Потому что, конечно, я за жизнь, а не за смерть», - мы встретились с Пахомовым через неделю после показа последнего выпуска «Битвы экстрасенсов» с его участием. «Дед Пахом - это собирательный образ. Такая мифологема русской культуры, некий простофиля, не вытирающий носа, не стригущий ногтей. Глас народа», - объясняет Сергей. О Сергее рассказывает Мария Шайкевич, бессменный продюсер передачи «Битва экстрасенсов»: «Он человек гиперчувствительный, а что это, как не экстрасенс? Мы не хотели, чтобы он уходил. Прочили ему победу». Источник на ТВ подтвердил, что Пахом был фаворитом как у жюри, так и у зрителей: по опросам, он набирал 50% голосов, в три раза опережая ближайшего преследователя. Я интересуюсь у Пахома, видит ли он как ­медиум свою собственную судьбу. «Конечно. ­Такое ровное озарение. Это называется манией величия».

В живописи Пахомов колеблется между абстракционизмом, иконописью и лубком: «Мне нравится псевдометафоричность, псевдобанальность, подобие чего-то, нечто, похожее на проблеск мысли, но именно что похожее, потому что так оно становится многозначительнее»Фотография: Иван Кайдаш 6.32. Суббота. Крым. «Good morning, Great Moloch», - приветствует меня Сергей Пахомов на пустыре в пяти шагах от центральной площади Балаклавы. Времени в обрез. Сергей начал утро с кофе и последнего альбома Ариэля Пинка; в машине предлагает перекусить жареной барабулькой художник Владимир Ярин, так же как и Пахомов, работающий на съемках нового сериала Валерии Гай Германики «Бонус». В череде фантастических метаморфоз Пахома закинуло сюда художником-постановщиком. По дороге спрашиваю Пахомова, что их объединяет с Германикой. Стилистика кабаре? «Наверное, да. Когда я жил в Берлине, то ходил в старые кабаре, впитывал в себя музыку Клауса Номи. С Германикой нас объединяет сила и беспомощность. Или сила беспомощности. Мне близка идея величия через убожество», - поясняет он. Пахомов обращает мое внимание на сходство лоскутного утепления хрущевок с картинами Пауля Клее, оживленно рассказывает о съемках «Шапито-шоу» в Симеизе, но, когда разговор сходит с накатанных рельс светской беседы, внезапно серьезнеет: «В искусстве можно идти в сторону совершенства. А можно идти обратно, в разрушение. Но и там надо искать свои ритмы, свою логику распада, уметь выявлять цикличность». Речь заходит о «Зеленом слонике» - артефакте девяностых, глубоко метафоричной камерной драме, против задумки авторов ставшей за последние годы настоящим интернет-хитом. «Он мог быть снят только в той дешевой стилистике; я понимаю и люблю все уродливое, убогое и некрасивое. Потому что оно прекрасно», - голос Пахома дрожит, а на глаза вот-вот навернутся слезы. В рассеянных лучах солнца, пробивающегося сквозь серые облака, он похож на большого ребенка.

Другое важное впечатление детства Пахомова - лубок, понятый как своеобразная картина мира. Это заметно по его живописи - яркие, контрастные цвета, грубая, но меткая начертательность, повсеместные надписи - от вполне ясных до абстрактных и самодостаточных. «Барин-гомосек», «Свобода, равенство и братство, обожаю прикасаться», «Соф Яоц Зююл». Впервые его показали по телевизору в конце восьмидесятых в передаче «Взгляд» именно в качестве живописца. Он продавал свои картины на улицах Москвы, а в начале девяностых отправился в затяжное путешествие: разрисовывал Берлинскую стену, дружил с парижской богемой и получал гранты в Нью-Йорке. Судя по всему, ему действительно сопутствовал успех: Пахомов участвовал в знаковых коллективных выставках восьмидесятых, а в нулевые у него сложилась так и вовсе блестящая галерейная история. Чего стоит инцидент с приобретением Saatchi одной из монументальных работ художника - «Я Пахом» - шестнадцати деревянных досок с одинаковой надписью, объединенных в гигантское панно. Живопись, видео, фотографии, да и сама жизнь Пахома явно подвержены принципам серийности. Взять «Blaue Hand» - инсталляцию в Берлине, состоящую из трех сотен снимков руки Пахома в синей перчатке, попадающей в интересные жизненные ситуации. «Я вообще сторонник банальности. Знаешь, мне нравятся люди, которые анекдоты рассказывают, а лучше один и тот же анекдот. А идеально, чтобы человек вообще одно слово выговаривал, - мы сидим с Пахомом в кафе. - Вот мечтал я о таком человеке, а потом деревянный герой появился в американском фильме, он там говорил: «Я - Грут». Сейчас уходит шелуха и остается только «я - Катя», «я - Петя», «я - Джон». Больше ничего. Потому что песен много, червей много, войн много - всего много. Материальные ценности уходят. Хотеть уже не важно, делать - тоже. А вот момент идентификации важен». Сергей Пахомов не скрывает, что воспринимает жизнь как творческий акт, а биографию - как произведение искусства. Такой подход соотносится с установками позднесоветских нонконформистов - Мамлеева, Пригова, Сорокина, Зверева. Со многими из них он пересекался в молодости. «Надо просто понимать, откуда мы вышли, куда мы движемся», - Сергей доедает лапшу, а вокруг нас в крошечном кафе шушукаются люди. Хорошо слышно слова «Пахом», «битва» и «слоник».


Одно из главных достижений Пахомова - выработка узнаваемого образа, на который оборачиваются люди: «Во времена распутицы я создал собственный мир со своими демонами, все как в хорошей японской манге. Потому меня так любят подростки, потому что я для них знакомый герой, такой срущий веселый дедушка да еще и колдун. Это цельная картинка, которую можно брать и вставлять куда угодно - от рок-оперы до документального фильма»

Фотография: Илья Батраков


Фотография: Илья Батраков

10.30. Суббота. Симферополь, вокзал. Ни к кому из тех, с кем мне довелось общаться на протяжении своей карьеры, не подходило столько людей за автографом или просто с вопросом, сколько к Сергею Пахомову. Он беспрекословно расписывает чужие блокноты и встает под прицел камер смартфонов. «Мой знакомый из Голландии сделал вазу из козявки. Сидел утром, палец в нос засунул, вытащил - ему форма понравилась, он ее оцифровал на сканере, и отличная ваза получилась. Его Марсель Вандерс зовут, компания Moooi», - рассказывает Пахом о современном дизайне ошеломленным пятидесятилетним сотрудницам вокзала и паре полицейских. 10.40. Там же. «Нужно играть с собой по-настоя­щему. Риск - это очень важная вещь, к нему нужно быть открытым. Но много грустного случается. Это страшно, когда люди взлетают, а сказать миру ничего не могут. Они не плюют божественным плевком в будущее. Нельзя посылать инопланетянам, к сожалению, песни Лаэртского. Они не дают полную картину. А вот если отправить им песни Лаэртского и Муромова, то картина станет уже полной. А что же мешает быть мне и Муромовым, и Лаэртским, а еще и всем пространством между ними? Амбициозные задачи должны быть. И божественную харкотину для плевка надо все время готовить», - воспользовавшись перерывом в съемках, рассуждает Пахомов, прихлебывая чай из пластикового стаканчика. Правая рука Пахомова, Игорь Гембель, которого с легкой руки начальника пол съемочной площадки зовет Геббельсом, начинает рассказывать, что от фтора закрывается третий глаз, поэтому зубы нужно чистить порошком. «У нас тут все больные на площадке. Все … [со сдвигом]. Здоровые не нужны», - отпускает на ходу Пахом. 10.55. Там же. Погрузка в поезд Симферополь–­Севастополь, в вагоне-ресторане которого должны продолжиться съемки. Германика и Пахомов едут в купе. Тронулись. Команда «Мотор» откладывается, откладывается, откладывается - в какой-то момент арт-директор и режиссер начинают хором петь «Этот поезд в огне». Состав ползет, нарушая все мыслимые законы о минимальной скорости движения, за окном тянутся сталкеровские пейзажи. Сергей тщательно чистит рукав куртки от обнаруженного пятнышка. Для человека со столь оголтелым образом жизни он на редкость хозяйственный. «Я люблю шутки. Но мне как любителю изящества абсурд кажется более тонким, чем прямолинейный юмор. Шутка, не похожая на шутку, что-то такое», - повествует Сергей. 11.40. В вагон заходит заместитель генерального директора телеканала «Дождь» Алексей Казаков, одетый в костюм проводника. Отпустив несколько комплиментов Германике, он начинает подкалывать Пахомова тем, что «сцена не выстроена». «Кто выстраивает-то? Все уже сделано давно! Нерукотворность - наш принцип, понял? Вот как Крым, он нерукотворен», - машет рукой Сергей. Однако вскоре Пахомов заводится и грозит команде «бахнуть по башке молотом Тора». Впрочем, уже по всему понятно, что он не Тор, а Локи, бог лукавства. Германика делится печалью по поводу угнанного в Москве автомобиля. «Я новый хочу. Написала в «Фольксваген», я же Германика, чтобы они дали. И в «Шкоду» написала - на Октавию (имя дочери Валерии. - Прим. ред.). Второго ребенка Мерседесом назову», - хлопает себя по животу режиссер.

Одной из вех партизанской борьбы Сергея Пахомова оказалось его трудоустройство на руководящие посты в крупнейших глянцевых изданиях. «Это так далеко от меня было на тот момент, вся структура, компьютеры эти - мне было интересно с нуля начать. И при этом вести все время двойную жизнь, днем концепцию журнала в голове держать, а вечером идти сниматься у Басковой», - не устает объяснять Пахомов. Главным занятием Пахомова в нулевые был стендап, странный, как речи Поехавшего из «Зеленого слоника». Чтобы посмотреть на перформансы Пахома, каждый вторник богемные круги Москвы забирались по отвесной пожарной лестнице в неотапливаемое помещение за театром «Школы современной пьесы», переоборудованное ресторатором Аркадием Зельцером то ли в офис, то ли в частный клуб. «Сами перформансы могли длиться по две минуты, когда Пахом упоротый мог что-то проорать, удариться лбом об стену и упасть. Но после он вставал, отряхивался, выходил в народ и как ни в чем не бывало вел изящные светские беседы», - смеется главный редактор отечественного Rolling Stone Александр Кондуков. Главный редактор издательства Ad Marginem Михаил Котомин вспоминает: «Меня поражал его драйв. Было холодно, но Пахомыч в сорокинских нарративах разогревал себя настолько, что в какой-то момент скидывал тулуп и оставался в трусах, не замечая происходящего вокруг». Манера Пахомова была, с одной стороны, ­сфомирована трамвайными скандалистами, городскими сумасшедшими, уличными проповедниками, а с другой - поэтом-концептуалистом Дмитрием Александровичем Приговым: «Он умел смотреть на себя со стороны во время выступления. Маленький Пригов управлял большим. Как любой перформансист мирового значения, Пригов понимал, что он не может отпустить экстаз полностью. Неконтролируемое безумие попросту неинтересно». Сам Пахом - как имя, как кристаллизовавшийся образ - появился в 2005 году, во время первого, краткосрочного опыта сотрудничества с ТНТ. «Мы хотели попробовать превратить Пахома в анти-Гришковца. Но Пахомыч развернул это в другую сторону: мы по его просьбе купили ванну, из которой он собирался вещать, заказали неоновую надпись «Пахом-ТВ». Была договоренность, что он не будет материться, но, естественно, когда он вошел в свое состояние, про запрет забыл, и пилот так и лег на полку студии», - рассказывает Котомин. Своими соображениями делится сын Павел: «Пахомов - это впитывающий организм, а Пахом - извергающий. Пахом не способен к социальной жизни, он живет в царстве полного абсурда, а Сергей может еще вопросы бытовые решать. Но мне кажется, что Пахом постепенно поглощает Сергея Пахомова. До абсолютного может дойти». Кондуков не пропускал тогда ни одного выступления Пахома: «Это духовызывательские психоделические истории, как у Питера Мерфи и Марка Алмонда, таких иконообразных страстотерпцев. И он в некотором роде был одним из них. Он всегда фигурировал на пограничной территории, он мог уйти вечером за выпивкой и вернуться без зубов. Меня это и тянуло - мужчины вообще стараются общаться с теми, от кого идет такой хороший дух опасности», - в голосе Кондукова ­скользит легкая грусть. Спрашиваю Пахомова, как ему удалось отойти от разрушительного образа жизни: «Я пил каждый день в течение 30 лет. А физика сдает, надо промывки всякие, прочистки, больнички, мне лень. Я подумал, лучше я не буду пить, лучше мне будет … [насрать] - и все. Я без башни. Я как вор в законе, без башни. Я свободен. Я могу пить, могу не пить, могу быть алкоголиком, могу не быть. А могу не мочь. Все могу. Ну чтоб было интересно, главное. Чтоб движуха была».

«Мне нравится пре­небрежительно относиться к деньгам. То есть их … [вступать в сексуальную связь], мне нравится. … [вступать в сексуальную связь] деньги. Важный момент. Чтоб они стонали». Последние пятнадцать лет работы Пахомова пользуются хорошим коммерческим спросомФотография: Иван Кайдаш 9.40. Воскресенье. Дорога до Ялты в микроавтобусе Гембеля. Зачитывается новость, что Сергей попал в список выдвинутых общественностью кандидатов в депутаты Госдумы от Омской области. На ум приходит недавняя история с перезапуском «Кинопоиска», когда недовольные редизайном пользователи стали в знак протеста выводить «Зеленого слоника» в топ лучших фильмов в истории кинематографа. На момент сдачи номера в печать рейтинг «ЗС»составлял 9,1 с почти тридцатью тысячами проголосовавших. Это больше, чем, например, у фильма «Летят журавли», 71-е место в списке. В топ-250 фильмов «Слоник», тем не менее, отсутствует. Компания «Яндекс» отказалась от комментариев. Пахом привык, что его имя становится синонимом мягкого неповиновения системе. «Я представляю людям симпатичный инструмент. Я ввожу его в мейнстрим как аррогантный элемент, а мейнстрим покрывается сколами и трещинами изнутри», - говорит он, пока мы подъезжаем к строению, которое надо превратить в дом бабушки главной героини «Бонуса». Владимир Ярин показывает на айпэде референсы, отрисованные Пахомом в его фирменном гро­тескно-иконописном ключе. С домиком, к которому мы подъехали, явно придется повозиться: искомой волшебности в нем ни на грамм, обычный кондо на берегу моря, построенный людьми, недалеко ушедшими из карикатурного мира новых русских. Для Пахомова неполное соответствие референсу - это не проблема, а задача. Вскоре начинают сыпаться реплики вроде «белый, светящийся голубизной, или белый матовый?» и предложения сделать дерево из линолеума, камень - изо льна, а железо - из пластика. 12.40. Мисхор. Разобравшись с делами, стоим и курим на серпантине. То, что он делает, Пахом называет диджеингом: настройкой на несколько волн сознания и выходом в транс. Горло холодит то ли от холодного ветра, то ли от мысли, что для того, чтобы разобраться в этом человеке, надо писать не журнальную статью, а монографию. «Я считаю, что сейчас в мире этом нашем перемешанном, где царит страшный миксер, который все перемалывает, где нельзя взять баклажаны и их порезать ножичком аккуратно. В этом мире, чтобы быть, надо быть таким, как я, во всех ипостасях», - когда Пахом начинает разговаривать цитатами из своих же знаменитых стендапов, становится и вовсе не по себе.

Музыкант Сергей Пахомов снискал меньшую известность, чем художник и уж тем более медиум, но и здесь он нашел свой стиль. В хтонической природе его музыкальных спектаклей сложно усомниться - когда в Москву в первый раз приезжали «4 позиции Бруно», второй группой в этот вечер стояли «Пахом и Вивисектор», и было четко видно, что оба коллектива хотят забраться именно на темную сторону луны. Музыкой Сергей занялся еще в начале восьмидесятых. Его первая группа «Дзю Ом» задумывалась как ансамбль душевнобольных. На одном из немногих оставшихся от «Дзю Ом» видео участник группы Берендей декламирует следующий стих: «Три колбаски из говна/Обывателю за ворот,/Музыка моя нужна/Лишь художникам да ворам». Немногие свидетельства о «Дзю Ом» приводят хиппи-сайты. «Да, мы же все хиппи. Но мы все равно там были чужаками, мы были такие боевые хиппи, которые могут в морду дать, на нас многие косо смотрели. Мне важно выламываться из контекста. Когда ты знаешь правила, ты можешь их изящнее нарушать», - раскладывает по полочкам Пахомов. Музыке он учился сам - благодаря маме Сергей часто бывал в Консерватории и в Большом театре, а о его осведомленности говорит то, что в семнадцать лет ему попала пластинка Терри Райли. В восьмидесятые он был уже достаточно известным художником и мог покупать сам себе не только редкие записи, но и драгоценные инструменты - свои любимые конги он брал как у Давида Тухманова, так и у безвестных гаражных Кулибиных. «А на перкуссии тогда никто не играл, это тоже был своего рода нонконформизм. Вообще, легко играть антимузыку, если ты ее много слушал. Мы делали пародию на авангард, он считался капиталистическим говном тогда, но, по сути, это был максимальный панк - играли до последнего зрителя. Часто во всяких странных местах, в холлах, на улицах, посреди публики на чужом концерте. Нас били, вызывали милицию. Помнится, музыкальный критик Татьяна Диденко кричала: «Хулиганы, хулиганы!» А через три дня позвонила мне и сказала, что до нее дошло, что это был охренительный концерт», - посмеивается Пахомов. Рассказывает Михаил Вивисектор: «Наши выступления обычно начинались под пьяные крики и звон бокалов. Но когда мы в середине делали паузу с тишиной, то было слышно, что никто не пьет ничего, все сидят молча, уткнувшись в сцену. Он умеет взять под контроль толпу даже самых неадекватных людей, затащить их в свое кино». Михаил пересказывает историю, как они с Пахомовым ехали с гастролей из Эстонии и российские пограничники при проверке документов подняли всех на уши, заставили вставать и приседать, сличая лица с фотографиями. Единственным человеком, которого не тронули и даже не попросили предъявить паспорт, был Пахом. «Они чужды мистике, совершенно дубовые солдафоны, их нельзя заподозрить во внушаемости. А он их сделал в один момент, - горячится Вивисектор и следом озвучивает еще одно предположение, почему Дед Пахом ушел из «Битвы экстрасенсов»: - Я ожидал от него чего-то подобного. Потому что он мастер по выкидыванию таких фокусов. Он не может идти по прямой. Он не может как все».

16.21. Воскресенье. В автобусе. «Все из моего детства идет, из сознания фантазийного. Приятно быть резидентом, шпионом таким, менять все постоянно. Почему? Это из-за воображения, из ужасного страха смерти - желание прожить еще какую-то жизнь, а лучше - много жизней. Я понимаю тех, кто меняет пол, потому что им хочется получить новый опыт в другом теле. Еще раз найти себя».

Сергей Пахомов - советский и российский известный андеграундный актер, участник «Битвы экстрасенсов». Прославился благодаря роли «поехавшего» в ленте «Зеленый слоник».

Сергей Пахомов, который больше известен общественности под псевдонимом «Пахом», родился в 1966 году в столице. По гороскопу Сергей Скорпион. В 5 лет родители решили отдать Сережу творчески развиваться в музыкальную школу Москвы, которую он успешно окончил по классу скрипки. Но активно играть на скрипке Сергей бросил по трагической случайности. Однажды в гололед мама сильно поскользнулась и упала на скрипку, сломав ее.

Сережа рос мальчиком с разносторонними увлечениями. Кроме музыки ему нравилось рисование. Поэтому Сергей и сам того не заметил, как с легкостью окончил два заведения с художественным уклоном. Одно из них - Краснопресненская художественная школа. Второе - Московское художественно-промышленное училище, его молодой человек окончил в 1985 году. В этом училище Сергей освоил иконопись и русские техники художественной живописи.

Разносторонность интересов доказал интерес к спорту и музыке. Сергей совмещал несовместимое для многих: играл в музыкальных молодежных коллективах и занимался борьбой.

Интересный факт! За год до окончания учебы в училище в биографии Сергея Пахомова случился необычный момент. Призывная комиссия отправляет его в психиатрическую больницу вместо того, чтобы послать на войну в Афганистан.

В середине 80-х годов Сергей Пахомов демонстрирует свои работы в камерных художественных выставках. Выставки проводили в клубах и квартирах. В конце 80-х у него появляется реальная возможность показывать свое мастерство не только на всероссийских, но и на зарубежных выставках. Картины Пахомова увидели в Австрии и США.


В 90-х годах Пахомов смог изучать современное искусство в Америке и Европе. Художник побывал в Берлине, Марселе, Париже. Пахома охотно брали на должность арт-директора в журналах «Elle» и «Marie Claire».

Фильмы и участие в телепроектах

Первую известность в кинематографе Пахом получил благодаря ролям в лентах Светланы Басковой: «Кокки - бегущий доктор», «Зеленый слоник», «Пять бутылок водки» и т. д. Сама Баскова очень высоко оценила свое сотрудничество с Пахомовым. Она неоднократно подчеркивала талант андеграундного актера и его роль в ее картинах.


Сам Сергей Пахомов далек от звездной болезни, свойственной некоторым актерам. Он называет свою игру в кинолентах «смесью идиотизма и абсурда». Самой знаменитой работой Пахома стала роль «поехавшего», обычного деревенского мужика, оказавшегося в камере предварительного заключения вместе с военным офицером. Роль Пахома предусматривала справлять нужду прямо в кадре, ее актер выполнил на отлично. Партнером по сюжету Пахома в ленте «Зеленый слоник» стал молодой и подающий большие надежды Владимир Епифанцев, исполнивший не менее одиозную роль «вроде как нормального братишки».

Удивительно, что фильм «Зеленый слоник» сняли всего лишь за 2 дня. Актерам оказалось непросто переступить через собственные страхи в процессе игры в некоторых сценах.

Сюжет фильма жестокий и немного абсурдный, изначально кинолента задумывалась в качестве протеста против больной темы российского общества - чеченской войны.

Сергей Пахомов также снимался в сериалах Валерии Гай Германики. Он появился в нескольких сериях «Школы», в «Кратком курсе счастливой жизни» (ему досталась роль свингера), а также в «Майских лентах». В последней киноленте Пахомов отработал параллельно и в качестве художника-постановщика.

Стоит отметить киноленту Басковой «За Маркса», в ней Пахому досталась роль одиозного бригадира цеха на литейном заводе. Он лишает жизни героя Владимира Епифанцева, который сыграл роль бригадира.


Эта кинолента была удостоена премии «Белый слон», ее показали на «Кинотавре» и «Берлинале-2013».

Артистическиие круги столицы уважительно высказываются о Сергее Пахомове, он личность очень известная. Пахома называют «социальным феноменом», «скоморохом», «культовым персонажем». Леонид Александровский, известный музыкальный критик, заявил, что Сергей Пахомов является «человеком-ренессансом с Новокузнецкой, вечно вещающим матюгальником богемной Москвы».

Участие в «Битве экстрасенсов»

Осенью 2015 года Сергей Пахомов решил принять участие в скандально известном проекте «Битва экстрасенсов - 16». По словам Сергея, он ничего не знал о проекте до участия в нем, ни разу не смотрел ни одного сезона. Оказался на проекте Сергей случайно, он попал туда по настойчивым советам друзей. Они заметили, что у Сергея Пахомова есть экстрасенсорные способности. Пахом впечатлил зрителей проекта тем, что смог отыскать спрятанного человека в багажниках машин. Потом еще раз успешно проявил свои способности.


Для демонстрации своих магических способностей Пахом погружается в транс, который внешне похож на очень странный танец. Поклонники проекта сообщили, что Сергей Пахомов вел себя очень неоднозначно. За небольшой промежуток времени ему «удалось» поругаться с коллегами, редакторами, операторами передачи.

Своенравный характер Пахома стал одной из главных причин, по которой он покинул проект даже несмотря на свой высокий рейтинг.

Свою кандидатуру Пахомов предложил вместо мамы и дочки Вороновых, их имена были написаны в черном конверте. После завершения участия в проекте Пахомов продолжил свою привычную деятельность. Он стал художником-постановщиком в сериале «Бонус», а также в фильме «Да и да».

В 2017 году шоумен начал творческое сотрудничество с ТВ-3. Сначала Пахом засветился в проекте «Человек-невидимка», в котором он стал гостем. В ноябре он создал телешоу «Сверхъестественный отбор».

Творчество

Творческую биографию Пахомова можно описать как работу в жанре нравящемся зрителю - стендап-камеди. Сергей прославился благодаря комическим монологам и увлекающим внимание лекциям. У сольных шоу присутствует немного «перченый» смысл, есть своя «изюминка». Тексты скандальные, вызывают неоднозначную реакцию публики, но все это идет только на пользу популярности Сергея Пахомова. Его номера «Мертвый домик» и «Барин-гомосек» можно увидеть в театре под названием «Школа современной пьесы».


С 2008 года артист под своим творческим псевдонимом «Пахом» активно ведет концертную деятельность. Вместе с музыкантом Михаилом Вивисектором Антиповым Пахомов записал три альбома - «Москва», «Жизнь - веселый карнавал», а также «Бонча». В 2013 году вышел совместный альбом Прохора и Пахома под названием «Курлык».

Пик творческой деятельности Пахомова как художника пришелся на 80-е года. Его полотна выполнены в стиле авангард, отображают тенденции современного искусства. Работы Пахомова были выставлены в Лондоне и Нью-Йорке, а последняя экспозиция Пахомова появилась в галерее у Марата Гельмана в 2012 году. Эксперты отметили, что Пахомов очень сносно владеет техникой хохломы, жостовской и палехской.

Личная жизнь

В личной жизни Пахомова, как и в его творчестве, очень много абсурда. Например, весной 2007 года артист сказал, что не женат, но у него есть приемный сын. В другом интервью примерно в то же время он заявил, что у него есть официальная супруга, с которой он воспитывает двоих родных сыновей.


В 2013 году начали активно распространяться слухи, что одиозный Сергей Пахомов официально женат, его супругой является Елена Токарева, занимающей должность главного редактора известного издания «ELLE Декор». Но через время начали появляться довольно необычные и скандальные подробности этого «союза» двух творческих людей. Женщина оказалась старше Сергея на целых 18 лет, при этом она была в официальном браке с инженером Львом Гельбштейном.

Есть основания думать, что вся эта информация является частью ореола таинственности, который Сергей Пахомов специально создает вокруг себя. Далее шоумен многократно подчеркивал, что у него частые романы с молодыми девушками.

Сергей Пахомов сейчас

В 2019 году в планах у Пахомова расширить актерскую фильмографию. Для этого режиссер Светлана Баскова решила начать собирать средства через краудфандинг для проведения съемок картины «Гамлет». В ней она намеревается задействовать Епифанцева и Пахомова, которые являются ее негласными творческими фаворитами.

Сейчас Пахомов занимается разработкой своего нового шоу под названием «Шесть вечеров с Пахомом», оно появится на сцене Москонцерта с апреля-мая 2019 года. Основой постановки стала пьеса Сергея «Кровь в подъезде».

Избранная фильмография

  • 1998 ф Кокки - бегущий доктор
  • 1999 ф Зелёный слоник
  • 2003 ф Голова
  • 2011 ф Шапито-шоу
  • 2011 ф Звёздный ворс
  • 2011 с Краткий курс счастливой жизни
  • 2012 ф За Маркса…
  • 2014 с Майские ленты
  • 2019 ф Операция ZS